top of page
  • галерея "Евразия"

Фахуа


ТАБУРЕТ«ПАРА ФАЗАНОВ»

Китай, середина 20 века. Керамика, резьба по тесту, скульптурная моделировка, эмалевидные краски. Высота: 40 см. Состояние: отличное. Есть экспертное заключение.


Садовые табуреты – непременный элемент ландшафтного дизайна китайских садов как императорских, так и частных. Их изображения встречаются уже в свитках жанровой живописи эпохи Мин (1368–1644), когда китайский фарфор становится высококачественным по своим свойствам и чрезвычайно разнообразным по декору и функциональному применению. Табуреты с нарядной росписью были не только удобной мебелью для уединённого отдыха или пирушек в садах, но и украшением ландшафта, а позднее стали элементом декора и внутренних помещений вилл и дворцов.

Табурет, находящийся в галерее «Евразия», выполнен в Китае в середине 20 века в традиционном технологическом направлении фахуа. Он произведен из высококачественного фарфора, покрыт глазурью и декорирован надглазурными эмалевидными красками. На сидении, на фоне белого цвета фарфоровой массы, помещён замкнутый круг геометрического орнамента, в котором в голубой обводке изображены фантастические стилизованные мотивы – растительные, и немного напоминающие птичьи головки. В больших овальных медальонах на тулове изображены сороки, сидящие на ветвях разных деревьев, вся остальная поверхность занята сплошным ковром цветов ярких оттенков. Декоративными ручками выступают рельефные маскароны львов с кольцами в пастях. Цветовое решение изделия отличается нарядностью и разнообразием и прекрасно организовано строгими чёрными рамками медальонов и акцентами рельефных маскаронов.

Роспись выполнена выпуклыми, выступающими элементами, разделёнными утопленными тонкими контурами, что напоминает перегородчатую эмаль на металле. На керамике и фарфоре подобный декор имеет название фахуа: тонкими рельефными линиями шликера (жидкой глины) очерчиваются элементы изображения и орнамента. После первого обжига на отдельные участки, образованные линиями шликера, наносят глазурь (близкую по составу к эмали). Линии шликера предотвращают перетекание эмалей разных цветов друг в друга, в результате появляется рельефный декор из разделённых ярких участков плотной приподнятой эмали. Характерно также и цветовое решение фахуа из тёмно-синей, бирюзовой, фиолетовой, зелёной, жёлтой и белой глазури.

Изделия фахуа производились с XIV в. как в провинции Шаньси, северный Китай, так и на юге Китая, вероятно, в императорских печах Цзиндэчжэня. Обычно эта техника декора применялась к курильницам, крупным вазам, предметам экстерьера (в том числе – архитектурной керамике) и интерьера. Сложные в исполнении изделия фахуа высоко ценились в Китае, однако в XIX и начале ХХ в. именно технологическая трудоёмкость постепенно привела к их исчезновению из репертуара мастерских. К середине ХХ в. технология была восстановлена, и мы видим это на примере данного табурета.


bottom of page