top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Русско-японская война в гравюрах укиё-э


В 19 веке в японских гравюрах укиё-э появилось новое направление сэнсо-э – гравюры на тему войны. Дословно термин сэнсо-э может быть переведён как «картины войны». В это направление входят гравюры, посвященные трем событиям в истории Японии: гравюры, появившиеся как отклик на восстание в провинции Сацума в 1877 году; гравюры, посвященные японо-китайской войне 1894-1895 годов (была выпущена большая серия) и гравюры, иллюстрирующие русско-японскую войну 1904-1905 годов. К созданию ксилографий сэнсо-э были привлечены лучшие графики своего времени. В своих работах художники пытались отобразить самые яркие текущие боевые эпизоды Японии, причем таким образом, чтобы они выделялись своей эмоциональностью, яркостью и дизайном.

Перед художником-графиком стояла задача в кратчайшие сроки создать не просто яркую, запоминающуюся картину того или иного события, но и отразить его правильную официальную трактовку. В гравюрах сэнсо-э периода 1894-1905 годов четко прослеживается тенденция на прославление успехов японских солдат и офицеров, отображение их подвигов, подчёркивание мудрости военного руководства. Противник всегда изображался поверженным, сбитым с ног, получающим пинка, растоптанным конницей и т.д. Все гравюры во время войн подвергались цензуре. Власти строго следили, чтобы никакая негативная информация о своих войсках не отражалась в этих изданиях. Ни картины обморожения японских солдат из-за плохой экипировки, ни бессмысленная гибель тысяч японских рядовых во время плохо продуманного штурма Порт-Артура, ни трагедии в военных японских госпиталях никогда не разрешались к публикациям. Гравюры появлялись на художественном рынке спустя всего несколько дней после конкретных событий, о которых сообщали газеты. В тех случаях, когда военная операция была ожидаемой с большой долей вероятности, художники заранее готовили свои работы, и тогда гравюра могла быть выпущена уже в день выхода газеты.

В конце 1895 года рынок гравюр в Японии резко изменился, значительно сократился интерес к ним у населения. Гравюра как средство эмоционального отклика на конкретное военное событие изжила себя. Газеты, радио, телеграфная информация, кинохроника стали выполнять эту функцию.

В настоящее время после долгого периода забвения гравюры на тему русско-японской войны стали оцениваться по-новому. События, которые происходили на той войне – это исторические факты, а японские гравюры сэнсо-э – отражение японской пропаганды того времени, которая проводилась вне зависимости от того, нравится ли она кому-то сейчас или нет. Это уже факт истории.


В галерее «Евразия» имеется подборка гравюр на тему русско-японской войны 1904-1905 годов, более 15 триптихов. Все они происходят из одной старой коллекции, собранной в Лондоне. Их отличительная особенность – отличная сохранность.

bottom of page