top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Редкий предмет коллекционирования ч.1

Японские литографии 1898 года с видами Токио




В большинстве своем любители японских гравюр коллекционируют гравюры укиё-э, созданные с помощью традиционного метода печати с деревянных досок. Подобные гравюры появились в Японии ещё в 17 веке и в своей истории пережили как период расцвета, так и период упадка. В 1895 году продажи гравюр укиё-э, начавшиеся после бума продаж гравюр сэнсо-э, (дословно «картины войны») на тему японо-китайской войны 1894-1895 гг., резко упали, причём вне зависимости от тематики. Тем не менее, ксилографическая печать по-прежнему востребована среди коллекционеров японского искусства, хотя она, конечно, уже не так популярна, как ранее.


Что касается другого вида печатной графики – литографии, изобретенной в 1790 году в Германии, то в Японию она добралась лишь спустя почти век, в 1870-х годах, а уже с 1880 года издатели стали активно использовать литографический метод печати в художественных целях. Метод литографии позволял уменьшить себестоимость гравюр и, в то же время, давало художникам больше творческой свободы по сравнению с укиё-э. По сути, литография стала очередной попыткой издателей преодолеть кризис в области публикации традиционных гравюр.


В 1898 году в Японии были изданы красочные листы с достопримечательностями Токио, объединенные в серию «Токё мэйсё» («Знаменитые виды Токио»). Эта серия была отпечатана литографическим способом в г. Осака фирмой Нагано Рисукэ. Все листы были одного размера, 14,5 х 22 см., и оформлены так, как это принято для гравюр укиё-э, с указанием всех данных (год, дата издания на кромке и т.д.). На цветных оттисках были помещены картуши с комментариями или пояснениями относительно изображенных столичных достопримечательностей.



Эта серия была издана специально для иностранных туристов, число которых к концу 19 века в Японии значительно увеличилось. Именно это обстоятельство и определило несколько уменьшенный размер изображений (по сравнению с традиционными гравюрами укиё-э). Единственный минус этих красочных оттисков в том, что все пояснения на листах были сделаны на японском языке, недоступном для подавляющего большинства туристов. К слову, именно это обстоятельство позволяет оттиски, находящиеся в галерее «Евразия», датировать как «первый выпуск 1898 года». Во второй серии этих гравюр недостаток был исправлен – на листах появились также пояснения на английском языке. Вторая серия была выпущена издательством Нагано Рисукэ в том же 1898 году.


bottom of page