top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Мастерская «Кинсайдо»


Ваза «Три друга холодной зимы»

Япония, ХХ век.

Фарфор, глазурь, подглазурная роспись кобальтом, надглазурные эмалевидные краски (шелкография)

Высота: 26 см.


На тулове вазы мастер изображает небольшой уголок сада с декоративными садовыми камнями и цветущими кустами, распускающееся дерево сливы, сосну с высоким тонким стволом и бамбук с разноцветными листьями. Триада «слива, сосна и бамбук» представляет благопожелательный сюжет «Три друга холодной зимы». Слива – первое дерево, расцветающее в конце зимы, её цветение символизирует возрождение жизни и начало весны. Вечнозелёная сосна связана с представлениями о долголетии и процветании. Бамбук, гнущийся, но не ломающийся даже под снегом, демонстрирует стойкость к невзгодам. Эта группа благих символов, сформировавшаяся ещё в Древнем Китае, была принята в Японии и нашла широкое отражение в искусстве этой страны как пожелание благоденствия и силы духа перед житейскими невзгодами.

Общее колористическое решение росписи, тонкость линеарного рисунка, декоративная стилизация цветов и ветвей близки к произведениям фарфоровой мастерской Какиэмон (открыты в 1643 году) в Арита. Сейчас традиция Какиэмон признана Важным нематериальным культурным достоянием Японии.

К изделию прилагается коробка для транспортировки и хранения вазы (томобако) с надписью чёрной тушью на крышке: «Белый фарфор», «Ваза [для цветов]». Также дано название мастерской: «Мастерская парчовых рисунков». «Парчовые рисунки» – традиционная японская метафора полихромных росписей на керамике и фарфоре. На крышке томобако проставлены также печати красной тушью с названием мастерской и указанием «Произведение декоративно-прикладного искусства Арита». Мастерская «Кинсайдо», объединяющая художников, формовщиков, мастеров шелкографии и живописцев по фарфору, была активна в Арита во второй половине ХХ в. и производила мелкие серии фарфоровых изделий по образцам классических произведений XVII-XVIII веков. Форма бутыли и композиция на вазе «Три друга холодной зимы» часто повторяются в изделиях мастеров Какиэмон начиная с XVII века, что говорит о преемственности традиции и сохранении лучших образцов японского фарфора в мастерских Арита, в том числе и в Кинсайдо, в ХХ веке.

bottom of page