top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Малотиражная современная гравюра



«Сёдзи 19. Сушёная хурма»

Автор: Нориканэ Хирото (род. 1949 г.)

Япония, конец ХХ века

Офорт, акватинта.

Размер: 44,5 х 53 см.

Количество оттисков: 50

Номер оттиска: 10

Серия работ Нориканэ Хирото, в которую входит гравюра, озаглавлена «Сёдзи» – так называются раздвижные двери в традиционном японском доме, с решётчатыми рамами, затянутыми бумагой. Нориканэ показывает привычные сезонные мотивы через раскрытые створки сёдзи и круглое окно. На переднем плане к бамбуковой перекладине подвешены две связки подсушенной хурмы. Цветовое решение гравюры использует традиционный для японской печатной графики контраст тёмных и светлых пятен. Затемнённые участки по краям листа создают живое ощущение взгляда на светлый пейзаж из полутёмной комнаты. Также характерен для японской гравюры контраст приглушённых и ярких цветов: на фоне монохромно решённого пейзажа и бедно-голубого неба ярко-оранжевые плоды хурмы выглядят как праздничные фонари, украшающие жилище.

Хурма в Японии является сезонным символом и связана с наступлением холодного времени года: на заднем плане гравюры можно увидеть поле, припорошённое снегом и голубое небо, характерное для японской осени и зимы. Сушёная хурма – любимое зимнее лакомство, одна из сладостей, которую подают во время японской чайной церемонии тя-но ю, дорогой подарок к праздникам. Яркий цвет плодов ассоциируется с солнцем, здоровьем и радостью, хурма в Японии также является символом стойкости к невзгодам и здоровья.

Нориканэ Хирото - член Японской ассоциации гравюры. Провёл более 10 персональных выставок в Японии, его работы были приобретены в американские коллекции Художественного музея Сан-Франциско, Портлендского художественного музея в Орегоне, Окружной музей искусств Лос-Анжелеса, музея Садо Хангамура в префектуре Ниигата, Япония. Особенностью работы мастера является смешанная техника, сочетающая разные техники гравюры на металле. В данной работе мастер работает в технике офорта (травления) и акватинты. Используя эти нетрадиционные для японского искусства техники, Нориканэ Хирото придерживается традиционного композиционного строя японской гравюры укиё-э, добиваясь колористической выразительности листа, одновременно – тонкой лиричности и праздничного звучания гравюры.


bottom of page