top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Курильница «Храмовый колокол бонсё»


Курильница «Храмовый колокол бонсё»

Япония, Киото, 1880-1890-e гг.

Светлая керамическая масса, глазурь,

надглазурные эмалевидные краски, позолота

Высота 18.5 см.


Курильница, выполненная в конце XIX в мастерских Киото, представляет собой интересный образец японской керамики в «сацумском силе». Она имеет сложную и оригинальную форму храмового колокола (бонсё). Небольшая крышка является продолжением формы колокола, в ней проделаны ажурные отверстия в форме облаков, для выхода благовонного дыма. Ручка крышки выполнена в форме ушка для подвешивания колокола на перекладине специального павильона колокольни при буддийском храме, она изображает две драконьи головы, отвёрнутые друг от друга, с высокими гребнями и выполненной рельефом между ними «драгоценной жемчужиной», исполняющей желания.

Колокола бонсё используются чтобы созывать монахов на молитву и для обозначения временных отрезков; иногда они декорируются надписями, выполненными литым рельефом, и изображениями божеств, в том числе изображениями небесных танцовщиц и музыкантш.

Программа росписи не дословно соответствует бронзовым оригиналам: на одной стороне изображена китайская фея Ма-гу, связанная с эликсиром жизни, которая является символической покровительницей женщин в китайской мифологии, божеством весны и плодородия, чьё дыхание дарует жизнь. Её сопровождают две служанки. На другой стороне изображён старец-отшельник с посохом, по обе стороны от него расположились демоны о´ни, один с алебардой нагината, другой – с топорищем на высоком древке. Этот сюжет прочитывается как усмирение демонов, отрекающихся от зла в беседе с мудрым старцем.

В целом программа декора курильницы имеет защитное и благопожелательное звучание: сама форма храмового колокола является символом защиты, изображение небесной феи Ма-гу соотносится с пожеланием жизни и процветания; старец, смиривший демонов, символизирует победу мудрости над злыми силами.

Небанальная форма курильницы, многофигурные композиции в живописном стиле, высокий уровень мастерства росписи и яркие орнаментальные мотивы делают предмет интересным коллекционным объектом и выразительным памятником японского декоративно-прикладного искусства эпохи Мэйдзи (1868-1912).



bottom of page