top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Китагава Утамаро II



Китагава Утамаро II (Коикава Харумати, 1789-1831)

Япония, Эдо, начало XIX века. Период Эдо (1603-1868)

Традиционная бумага васи, цветная ксилография.

Размеры: (в свету) 21 х 18 см.


Две недавно появившиеся в галерее гравюры являются оригинальными оттисками листов работы Китагавы Утамаро II, созданными в жанре бензинга (изображение красавиц). Они выполнены на высоком художественном уровне, представляют культурную ценность, имеют высокое коллекционное и музейное значение. Имеют хорошую сохранность.


На одной из работ, названной автором «Элегантность, красавица О-Рё», в правом нижнем углу печатным способом нанесена подпись художника: Утамаро. Подпись «Утамаро» принадлежала двум мастерам гравюры эпохи Эдо: прославленному Китагаве Утамаро I и его ученику Коикаве Харумати II (1789-1831), получившему имя Утамаро II. Утамаро считается одним из наиболее значительных мастеров укиё-э, он определил направление развития японской гравюры периода её расцвета, в конце XVIII и начале XIX века. Мастер работал в разных тематических направлениях, но наиболее успешна была его деятельность в гравюре бидзинга, посвящённой изображениям гейш и куртизанок квартала Ёсивара в Эдо (теперь – Токио). Коикава Харумати – один из самых одарённых учеников мастера, сотрудничавший с ним ещё при жизни учителя. Харумати происходил из семьи художников, был талантливым гравёром, книжным иллюстратором, а также известным поэтом и прозаиком: именно благодаря ему в листах школы Утамаро появляются распространённые тексты и, возможно, ребусы, которые придавали гравюре развлекательный характер. В гравюре он был продолжателем стилистических новаций своего учителя и работал, в основном, в жанре «изображения красавиц». Женственные, немного меланхоличные образы красавиц Утамаро II отличаются особым лиризмом и утончённостью, отражая идеалы своего времени и городской культуры эпохи Эдо.

Данная работа является тому подтверждением. В верхнем правом углу в картуше в форме веера двумя строками дано название листа: «Элегантность. Красавица О-Рё». Название листа «Элегантность» связано с эстетической категорией фурю, (кит. утончённое изящество и роскошь императорского двора). В XVII в. понятие фурю постепенно утеряло связь исключительно с придворной культурой, распространилось среди горожан как синоним слов «модный», «со вкусом», стало эстетическим каноном жизни, обозначая изысканность и утончённость манер, особый шик в одежде и аксессуарах, отсутствие дурного вкуса и вульгарности. Лист входил в серию, объединённую эстетическими категориями: каждая из известных дам представляла то или иное достоинство (элегантность, жизнерадостность и т.д.).


bottom of page