top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

КАРАКО

Китайские мальчики



Скульптуры «Карако со слитком золота» и «Карако с веером»

Китай, период Гуансюй (1875-1908).

Фарфор, лепка, надглазурная роспись эмалями, золочение

Марка периода Даогуан (1820-1850 гг.).

Высота: 27 см.


Одним из наиболее любимых образов в искусстве Китая являются мальчики (карако). Скульптуры китайских мальчиков в национальной одежде, появились в галерее «Евразия». Карако изображены в традициях лубочной живописи, которая отражала не столько постулаты конфуцианства, даосизма и буддизма, сколько народную мудрость и здравый смысл.

Карако в символическом языке китайского искусства прежде всего ассоциируется с семейным счастьем. Уже в далёкий период династии Хань (206 г.до н.э. – 200 г.н.э.) прагматичные китайские философы в понятие «пяти счастий», то есть самых главных проявлений счастья, включили, помимо долголетия, богатства, знатности (успешной карьеры), душевного покоя и пятый элемент – многочисленное мужское потомство. Одна из причин придания такой значимости наличию мальчиков в семье связана с обязанностью старшего сына содержать своих родителей в старости.


Улыбаясь, в правой руке один из карако держит слиток золота, другой – веер утива. Оба этих предмета являются благопожеланиями. Золотой слиток сулит благополучие и богатство в семье. Веер - символ доброты и порядочности - считается, что взмах веером изгоняет зло и поддерживает гармонию в окружающем пространстве.


Благопожелательная символика видна и на одежде детей. Синий халат одного из них украшен изображениями волшебных грибов личжи и журавлей, которые являются пожеланием долголетия и непрерывности поколений. У второго мальчика на одежде мы видим стилизованные цветы и стебли лотоса - символ чистых и благородных помыслов.


Марка из четырех иероглифов, проставленная красной краской на основании фигуры, переводится как: «сделано в годы Даогуан». Однако это означает не время изготовления данных скульптур, а дань уважения мастера к периоду в истории Китая, которое прошло под девизом «Даогуан – целенаправленное и блестящее (правление)». Тщательный анализ технологических особенностей данной фигуры позволяет отнести ее создание к периоду Гуансюй (1875-1908).


bottom of page