top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Золото в буддийском искусстве

Многие буддийские бронзовые скульптуры покрывали позолотой. В основном для этого применяли амальгамное золочение, крайне вредное для здоровья, но дающее ровное покрытие. При этой технологии растворенное в ртути золото наносится на фигуру, которую затем нагревают примерно до 500 градусов. Ртуть испаряется, а на поверхности предмета остается ровный блестящий слой. Чем толще слой позолоты, тем медленнее она со временем стирается с фигуры. Другая технология нанесения позолоты - сусальное золочение, оно использовалось в буддийском искусстве гораздо реже. При этом методе тончайшие золотые листочки золота наклеиваются на скульптуру и затем полируются. Этот метод обычно применяют реставраторы в настоящее время, когда нужно восстановить утраченное золотое покрытие.

Что касается буддийских артефактов, изготовленных целиком из золота, то они встречаются очень редко. Обычно их находят в древних захоронениях высшей китайской знати. Кстати, и в России есть курганы, в которых находят золотые буддийские предметы, принадлежавшие знатным людям, исповедовавшим буддизм.


Женская заколка для волос с изображением Бодхисатвы

Женская заколка для волос с изображением Бодхисатвы

Середина 16 века.

Золото, диаметр 11,7 см.

Из раскопок гробницы Jing Principality at Wangхuan, 2009 г.

Qichun Country Museum

Для украшения буддийских божеств также применяли золотую пасту, частично покрывая ей фигуру: обычно золотили лицо, шею и руки. Паста наносилась либо непосредственно на металл, либо на специально подготовленный грунт. Поверх золотой пасты пигментами разного цвета (черным, белым, красным, голубым) раскрашивалось лицо: прорисовывались глаза, рот и брови. Золотая паста состоит из мелкого золотого порошка в виде пудры, смешанного со связующим веществом.

Также при декорировании буддийских скульптур, обычно поздних, использовалась бронзовая краска как самый экономный вариант придания фигурам золотистого цвета.

bottom of page