top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Богиня Бэнтэн, драконы и фениксы


Парные вазы «Богиня Бэнтэн, драконы и фениксы» Китай, середина – вторая половина XX века. Фарфор, рельеф, подглазурный кобальт, надглазурные эмалевидные краски, позолота. Высота каждой вазы: 58,5 см.


Вазы ручного производства выполнены в стиле фарфора Японских мастерских эпохи Эдо (1603-1868).

Система росписи и отдельные декоративные мотивы на них характерны сразу для нескольких стилей японского традиционного фарфора: Арита (совмещение цветочного декора и текстильных орнаментов), Хирадо (высокий рельеф), Кутани (активное использование красного фона). Набор декоративных мотивов также сочетает несколько традиционных схем росписи фарфора и керамики. Драконы – древнейшие персонажи Дальневосточной мифологии, фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Символика дракона исключительно широка: это и повелитель вод, и знак императорской власти; в сочетании с фениксом (как на данных вазах) – обозначает мужское начало, мужскую половину императорского дома, в то время как феникс – женское начало и женскую половину семьи. Женская фигура в данной композиции - богиня Бэндзайтэн (Бэнтэн) японского народного пантеона, она входит в традиционную группу «Семи богов счастья» и своим прототипом имеет индийскую богиню Сарасвати, почитаемую в древних Ведах как богиня рек и супруга верховного бога Брахмы. Посланником Сарасвати является белый змей, который в Японии был осмыслен как дракон.

Таким образом, в росписи совмещены несколько мифологических пластов и несколько традиций фарфоровых мастерских. Сочетание этих черт говорит о работе ХХ века, когда приёмы разных мастерских и отдельные живописные мотивы рассматривались художниками не в комплексе мифологических представлений, а как выразительные декоративные элементы, позволяющие продемонстрировать мастерство исполнения формы и росписи. Подобная свобода характерна для мастерских Китая, где уже с XVIII века стали выпускать изделия под влиянием японского фарфора. К особенностям данных ваз следует отнести их парность и зеркальную симметрию оригинального декора, что делает их выразительным интерьерным объектом.

bottom of page