«Дайкоку - покровитель бизнеса»



Япония, мастерские Мацуда-мати.

1933 год (период Сëва, 1926-1989).

Бронза; подставка – дерево.

Общая высота композиции с подставкой: 47 см.

Одеяние персонажа, подвязанное поясом, сапоги, мягкий колпак на голове, а также его непременный атрибут – «Громовый топор (или молот)», и специфическая иконография однозначно указывают на одно из «Семи божеств счастья» народного японского пантеона, Дайкоку (Дакокутэн). Восходя к Древнеиндийскому божеству Махакале («Великий чëрный»), он первоначально почитался как защитник верующих от злых демонов. Начиная с XIV века Дайкокутэн утвердился в японском пантеоне в числе семи богов счастья в роли щедрого дарителя, снабжающего верующих едой (мешок за плечами наполнен дарам урожая). Среди купцов он стал почитаться как покровитель бизнеса, а в западной Японии стал воплощением божеств-ками плодородных полей. Уже в японской среде прежде гневное божество приобрело гротескные и юмористические черты, а также человеческие слабости: любовь к еде, напиткам, играм и развлечениям.

В целом, эта фигура входит в большую группу окимоно разных мастеров первой половины ХХ века, в которых божество изображается отдельно или с другими божествами. Дайкокутэн стал одним из наиболее почитаемых богов счастья в Японии в период Мэйдзи (1868-1912), так как покровительствовал торговле и бизнесу: для страны, вставшей на промышленный курс развития и укреплявшей международные торговые связи, стали актуальны символы предприимчивости и удачи в делах. В первые десятилетия эпохи Сëва растущий экономический потенциал Японии также способствовал сохранению народного культа семи богов счастья, особенно – Дайкокутэна.

Влияние современных изделию стилистических направлений едва заметно выражается в обобщении формы, линеарной пластикой складок одежды божества. Окимоно с лëгким, юмористическим настроением и традиционным благопожелательным сюжетом выполнено в лучших традициях японской бронзовой пластики начала эпохи Сëва, когда японские мастера начали удачно совмещать классический сюжетный репертуар с обновлëнными средствами художественной выразительности.

На одеянии фигуры гравировкой нанесена распространëнная подпись, которая содержит указание на то, что фигура выполнена в городе Мацуда-мати, префектура Канагава (прославленная ремесленными и художественными традициями), в 9 году эпохи Сëва (1933), в благоприятный год. Фигуру можно увидеть в нашей галерее «Евразия».

04.12.2024

Поделиться списком