top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Танцующие карпы»

  



Япония,

мастер Танака Нобумицу (марка – Нобумицу).

Начало ХХ века (конец периода Мэйдзи (1868-1912) – начало Сёва, 1926-1989).

 

К особенностям данной бронзовой скульптурной композиции из двух карпов относится, во-первых, смелое сочетание в одном произведении различных материалов и фрактур: две фигуры карпов, выполненные из тёмной патинированной бронзы, помещены на  деревянную подставку в виде бассейна из спила дерева с хорошо выделенными годовыми кольцами на дне и стенках, и слоем бугристой коры на внешней стороне.                 

Подставка является самостоятельным произведением художественного ремесла и, одновременно, объединяет композицию в классическую круглую форму. Тёмно-янтарный цвет дерева мягко оттеняет тёмный цвет бронзы, а фактура коры выступает контрастам как к мягкому лакированному дереву внутри бассейна, так и к лёгкому рельефу обработки тел карпов.

Второй отличительной чертой композиции является свобода, предоставляемая ее владельцу в соавторстве с художником: несмотря на очевидное расположение фигур по кругу внутри деревянного бассейна, даже небольшие изменения положения рыб создают новый эффект от всего произведения, разнообразят композиционное решение группы, позволяют расставлять неожиданные световые акценты и непосредственно и творчески общаться с произведением известных японских мастеров.

По форме подставка композиции близка к традиционным бон – подносам, которые использовались для сервировки стола, передачи керамических наборов для спиртных напитков, чайной утвари, благовоний и т.п. Включение деревянной утвари в декоративные изделия в традиционных формах характерно для периода творчества скульптура Танаки Нобумицу. В 1924 году в Японии было основано движение «Мингэй», которое ратовало за сохранение народных искусств и ремёсел. В сферу интересов этого движения входили как керамика народных мастерских, так и плетение из бамбука и соломы, ткачество, резьба по дереву. Авторитет движения неуклонно рос на протяжении 1920-1930-х гг. и привлёк к сотрудничеству многих авторов тех художественных мастерских, которые ранее не соприкасались с народным ремеслом, в том числе и художников бронзового литья.

Синтез дерева и бронзы, равное значение этих материалов для создания декоративной композиции – яркое явление начала ХХ века в Японии и художественный принцип, который распространился на западное искусство благодаря расширяющимся культурным контактам между Западом и Японией.

 

bottom of page