Гравюра «Луна над рисом»
Хаманиси Кацунори (род. 1949)
Япония, 1997 г.
Техника: меццо-тинто.
Оттиск 50 из 50
Размеры листа: 62 х 27 см.
В галерее «Евразия» новое поступление - гравюра художника Хаманиси Кацунори. Работа входит в серию «Division», которая создавалась художником в конце 1990-х годов и исследовала композиционные приёмы разделения изображения контрастными полями цвета и сопоставления чистых цветов с яркими акцентами золота и серебра.
На листе вытянутого вертикального формата изображён ночной пейзаж: во всю высоту листа показаны высокие стебли злаков с изломанными тонкими листьями и метёлкам, наполненными зерном. В верхней части среди прореженных листьев и метёлок виднеется насыщенно-бархатное чёрное небо с нижней частью полного диска луны, выполненного золотом.
Вытянутый формат гравюры напоминает вертикальный живописный свиток, однако композиционный приём характерен для живописи ширм, особенно ярко проявившийся в творчестве представителей группы «Римпа» XVII-XIX вв. Растения в нижней части приближены к глазу зрителя так, словно человек, стоящий перед гравюрой, сам находится в зарослях трав и злаков и подняв голову может видеть торжественно сияющую полную луну. Небольшие золотые огоньки среди стеблей, возможно, изображают светлячков, один из традиционных природных объектов любования в японской культуре.
Образ луны – один из самых важных в живописи, гравюре и декоративных росписях Японии. Считается, что обычай любования луной - сезонный фестиваль цукими - имеет китайское происхождение и стал особенно популярным в среде придворной аристократии эпохи Хэйан (XVIII-XII в.). Изначально отражавший благодарность за собранный урожай, этот осенний праздник превратился в придворный ритуал, включавший любование луной с лодок, пикники на природе и поэтические турниры. Часто в произведениях живописи и графики луна сочетается с высокими осенними травами или группой растений, воспетых в поэзии и изобразительном искусстве.