top of page

ЧАША ЧАЙНАЯ

№ 3-1323

Чаша чайная (тяван) типа кихара карацу
Япония, XVII век.
Мастерские Микавати.
Реставрация: Япония, XVIII век.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом; лак, золото.
Томобако: дерево, лак.
Размеры произведения: 13 x 9,5 x 7,5 см.

Экспертное заключение ст. научного сотрудника музея Востока.

ЧАША ЭКСПОНИРОВАЛАСЬ НА ВЫСТАВКЕ «ПЯТЬ СТИХИЙ ЧАЯ»
(09/08/2022-18/09/2022) В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ ВОСТОКА

Чаша выполнена из светлой фарфоровой массы, первоначально – полусферической формы с низкой кольцевой ножкой, сильно деформирована: тулово чаши уплощено, с одной стороны борт значительно загнут внутрь. Судя по форме ножки и состоянию глазури по краю борта, изменение формы произошло при обжиге изделия. Черепок декорирован росписью кобальтом стилизованными растительными мотивами и обводкой в нижней и верхней части борта, по росписи положена глазурь слегка серовато-зелёного цвета, близкая к селадоновой.

Откол фрагмента с плоской стороны чаши отреставрирован склейкой так называемым «золотым лаком» в японской технике кинцуги. Кинцуги – способ реставрации фарфоровых и керамических изделий, который начал применяться в Японии около XVI в. и получил наибольшее распространение в XVIII в. Такая реставрация применялась к предметам, задействованным в японском чайном действе (тя-но ю), имевшим особую ценность.

Именно искривление формы этой чаши, вероятно, послужило особому вниманию, которое было уделено реставрации этого предмета. В эстетике Японии, и особенно в чайной традиции, важное место занимает понятие ваби – «красоты несовершенства». Чаша имеет коробку для хранения и транспортировки – томобако, обязательный аксессуар произведений декоративно-прикладного искусства Японии.

Чаша представляет культурную и историческую ценность, имеет высокую коллекционную и несомненную музейную ценность.


bottom of page