top of page

ПОЛ БИННИ ( 1967 г/р)

№8-722
Гравюра «Карикатуры Сяраку».
(Sharaku no giga).
Художник: Paul Binnie – Пол Бинни (1967 г/р).
Серия «Сто оттенков туши в Эдо».
(Эдо дзуми хяку сёку).
Япония, 2011 год.
Японская бумага, цветная ксилография.
Тираж: 100 экземпляров.
Номер оттиска: №33.
Формат: дай обантатэ.
Размер листа: 43,2х31,1 см.
Подпись автора на нижней кромке, справа.
Печать автора: слева, внизу.
Сохранность: исключительная.
Есть экспертное заключение.

В этой гравюре Бинни следует своей особой художественной концепции: соединить прошлое, которое автор явно идеализирует, с настоящим, в котором якобы уже нет прежних ценностей. Для этого он использует необычное сочетание японских татуировок, которые говорят о прошлом, с человеческим телом, отражающим современность. (История татуировок в Японии насчитывает 5.000 лет. Тематика татуировок включает в основном героев японской истории и определённые сюжеты японской и китайской культур).


На ней показан сидящий обнажённый мужчина со спины. При этом его корпус слегка повернут, а руки подняты вверх в театральной позе. Растопыренными пальцами он как бы пытается обхватить голову и закрыть уши, чтобы ничего не слышать. На его спине изображен рисунок, базирующийся на гравюре знаменитого японского художника Сяраку (Toshusai Sharaku, 1763-1820) с портретом известного актёра Отани Онидзи III (1794г). На гравюре также имеются ещё два портрета, созданные в небольшом формате. Сверху под зелёным картушем изображена карикатура на знаменитого актёра театра Кабуки – Итикава Эбидзо V (прославившегося в 19 веке). Внизу в левом углу рядом со стилизованной фамилией П.Бинни, которую практически невозможно прочитать, показан автопортрет-карикатура самого Бинни.

Таинственный и гениально одарённый художник Сяраку, как известно, работал в графике всего два года – 1794-1795, создав за это время примерно 140 работ. Пол Бинни, обращаясь к гравюре Сяраку, стремится таким необычным образом, ещё раз продемонстрировать гениальность этого художника 18 века. Что касается особой позы мужской модели с поднятыми руками и растопыренными пальцами, то это - ироничная рефлексия на манеру игры актёров в театре Кабуки. Для того, чтобы подчеркнуть важность или драматичность момента, актёры в кульминационные моменты как бы застывают в необычных позах и чем изломаннее поза, тем более она ценится театралами. Именно в такой позе и изображен мужчина.

С художественной точки зрения гравюра выглядит безупречно. Чёткие контуры рисунка и сложнейшая колористическая гамма идеально соответствуют друг с другом. Изысканный блеск черных волос на голове знаменитого актёра, говорят не только о мастерстве художника, но и позволяют глубже прочувствовать созданный образ. Великолепный фон с завитками – фирменный приём П. Бинни, дополнительно усложнён приёмом бокаси (размывом цвета). Удивительная гравюра, которую хочется рассматривать и рассматривать - настолько она интересна.

Пол Бинни родился 27 мая 1967 года в Шотландии. С 1985 по 1990 годы изучал историю искусств, живопись и гравюру в Эдинбургском университете. Затем, после трёхлетнего пребывания в Париже, он в 1993 году переехал в Японию и поступил учеником к мастеру Сэки Кэндзи – главному художнику издательства Dou. В конце 1995 года Бинни ушел из студии Сэки Кэндзи и начал самостоятельную художественную жизнь. В 1998 году он переехал в Лондон, где создал свою собственную студию.

Разнообразие сюжетов, созданных Бинни, постоянно увеличивалось. Свои первые шаги в жанре японской гравюры он начал с фигур людей с татуировками и портретов актёров театра Кабуки. Затем его заинтересовали две новые темы: пейзаж и портреты красавиц. В 2004 году художник взялся за новый проект – на фигуры обнажённых людей он как бы накладывал рисунки из гравюр выдающихся японских мастеров Хокусая и Хиросигэ. Этот большой проект был завершён в 2015 году, и один из известнейших музеев мира - музей Метрополитен (Нью-Йорк) приобрёл полную серию этих работ.

В настоящее время Пол Бинни проживает в США, где активно занимается творчеством. Его гравюры хранятся в крупнейших музеях мира.



bottom of page