top of page

«КОРАБЛЬ СОКРОВИЩ»

№ 12-1444
Скульптурная композиция «Такарабунэ – корабль сокровищ».
Япония, период Мэйдзи (1868 – 1912).
Бронза, литьё, гравировка, патинирование, серебрение, золочение.
Длина 84 см., высота 92 см.
Состояние: отличное.
Экспертное заключение Министерства культуры РФ
Изделие относится к редким монументальным работам из металла японских мастеров периода Мэйдзи (1868-1912). Это декоративная скульптурная композиция из бронзового сплава, предназначенная для украшения либо специальной ниши в японском традиционном жилище, либо, с учётом её размеров, кабинетов и интерьеров в общественных помещениях.
«Корабль сокровищ» – это образное название произведения, традиционно связанного с «добрыми предзнаменованиями». Его иконография сложилась в японской культуре в первой половине 17 века.
Судно заполнено атрибутами богов счастья: денежными слитками, мешками с рисом, различными драгоценностями и другими благопожелательными предметами. Все они именуются словом такарамоно – «сокровища», поэтому сам корабль получил название Такарабунэ – «корабль сокровищ». Каждая вещь на нем имеет символическое содержание. Так запечатанные тюки с рисом служат пожеланием богатства, мешок бога Хотэя является вместилищем всего, что необходимо для счастья. Веер утива с кисточкой мухогонки на верхнем конце рукоятки - атрибут бессмертного гения и олицетворение блаженного ничегонеделания. Здесь же продолговатые золотые монеты обан и фигурные гири фундо в форме сдавленной с двух сторон круглой лепешки (мера слитков из драгоценных металлов), сулящие богатство их обладателю. Рядом находится свиток – символ учёности, а также волшебная колотушка – знак удачи. Сосуд в виде двойной тыквы содержит божественный напиток, дарующий бессмертие, а ветвь коралла означает удачную карьеру. Все эти благопожелательные изображения осеняет надутый парус с иероглифом «такара» (сокровище) и рельефным изображением мифологической группы «Семи богов счастья» – Ситифукудзин. В нее входят: бог богатства и мудрости Бисямонтэн; богиня милосердия и успеха, водной стихии, а также красноречия Бэндзайтэн; бог долголетияДзюродзин; божество мудрости и долгих лет жизни Фукурокудзю; сулящий всемерное процветание хранительдомашнего очага Дайкоку; бог счастья и беззаботности Хотэй; покровитель домашнего очага, защитник рыбаков Эбису.
Семь богов стали рассматриваться в качестве единого целого, начиная с XV века. Шесть из них восходят к буддийским и даосским божествам, а один (Эбису) относится к синтоистскому пантеону. Окончательный состав Ситифукудзин оформился не ранее середины XVIII века.

bottom of page