ЧАША ЧАЙНАЯ

№ 3-1323
Китай, XVII век.
Реставрация: Япония, XVIII век.
Фарфор, подглазурная роспись кобальтом; лак, золото.
Томобако: дерево, лак.
Размеры произведения: 13 x 9,5 x 7,5 см.
Экспертное заключение ст. научного сотрудника музея Востока.

Подобные китайские чаши использовались в Японии в 17 веке для чайной церемонии.
У данной чаши борт с одной стороны значительно загнут внутрь. Судя по форме ножки и состоянию глазури по краю борта, изменение формы произошло при обжиге изделия. Но неправильная форма в данном случае не портит вещь, а придаёт ей своеобразие и дух ваби - умение видеть прекрасное в вещах, не обладающих броской красотой и яркой привлекательностью. В эстетике ваби также ценится уникальность и следы времени на предмете, что присутствует на данном изделии.

Откол фрагмента с плоской стороны чаши отреставрирован склейкой так называемым «золотым лаком». Такая реставрация применялась к особенно ценным предметам, задействованным в японском чайном действе. Именно искривление формы чаши, вероятно, послужило особому вниманию, которое было уделено реставрации предмета.

Уникальность и ценность чаши складывается из нескольких аспектов. Во-первых, китайский фарфор был редким и дорогим предметом роскоши, а неправильная форма придаёт изделию своеобразие и дух ваби. Во-вторых, утрата части борта свидетельствует об использовании этого предмета, а реставрация – о том, что он высоко ценился в кругу поклонников чайной церемонии.

Чаша имеет коробку для хранения и транспортировки – томобако, обязательный аксессуар произведений декоративно-прикладного искусства Японии.

Чаша с реставрацией кинцуги – редкий пример, демонстрирующий культурные связи стран Дальнего Востока в XVII-XVIII вв. и адаптацию континентальной керамики и фарфора в японской чайной церемонии.

Предмет представляет высокую культурную и историческую ценность, имеет высокую коллекционную и несомненную музейную ценность.