Хотэй и два карако

№5-1030
19 век
Кость, резьба
Высота: 3,3 см.
Подпись: Норисигэ
Хотэй в японской мифологии - один из семи богов счастья, бог общения, веселья и благополучия. Считается, что прообразом Хотэя послужил китайский дзэн-буддийский монах Ци Цы, живший в начале 10 века. Он был эксцентричным мечтателем, предпочитал монастырскому уединению людные базары, где разгуливал в распахнутой рясе и с удовольствием нарушал принятые нормы поведения. Из имущества у него были лишь посох и мешок для подаяний, называемый «хотэй», от которого монах впоследствии и получил своё прозвище. Мешок изображался пустым, он был символом пренебрежения материальными ценностями. Людям он сразу полюбился за весёлый характер и лёгкий нрав. Там, где появлялся Хотэй, к ним приходила удача, здоровье и благополучие. И Хотэй был сочтен за воплощение будды грядущего образцового миропорядка Майтрейи. В 17 веке это божество, как воплощение счастья и беззаботности, был принят в Японии в составе ситифукудзин (семи богов счастья). После этого его мешок из пустого превратился в такарабукуро. Это уже изумляющая своими размерами емкость, полная бесценных сокровищ, обладать которыми мечтает любой смертный. В данной нэцкэ Хотэй изображен с типичными своими атрибутами – мешком и веером утива. Иконография божества тоже типичная: на нем распахнутый халат, большой живот, где сосредоточена животворная энергия ци, и вытянутые пухлые мочки ушей – символ мудрости в буддизме, а в китайской физиомантии это означало богатого и счастлтвого человека. Рядом с Хотэем мастер поместил двух китайских мальчика карако. Дети - частые спутники Хотэя, ведь этот бог считается еще защитником и покровителем малышей. Кроме того, изображение в одной композиции Хотэя и карако сделано и для усиления благопожелательного смысла. Карако считались счастливым символом, в частности означали пожелание обретения мужского потомства.