Утагава Куниёси (1797-1861)

№8-524/49
Гравюра из серии “Жизнеописания
преданных вассалов”

Япония, 1847-1848-е годы.
Бумага, цветная ксилография.
Автор - УТАГАВА КУНИЁСИ (1797- 1861).
Жанр: Муся-э (изображение воина).
Укиё-э -жанровая живопись и графика периода Эдо (1603-1868).
Серия «Жизнеописания преданных вассалов. Сэйтю гисидэн».
Лист 49 - Миура Дзироэмон Канэцунэ.
Подпись художника – ИТИЮСАЙ КУНИЁСИ ГА. 
Подпись под текстом – Одзю Иппуциан си. Записки Иппицуана, выполненные по заказу.
Формат: обан.
Размер: 24,5 Х 36,2 см.

Экспертное заключение галереи «Евразия»



Лист №49 по каталогу Александра Орлова-Критчмер «Эстетика возмездия Самурая», Москва, Классика, 2009 г.

Утагава Куниёси принадлежит к числу ведущих мастеров укиё-э 19 века. Он, в первую очередь, прославился графическими изображениями воинов, животных, пейзажей с использованием приемов западной перспективы. Успешно работал в области иллюстрирования книг, специализируясь на героических сюжетах из японской истории.

В 1840-х гг. художник создал несколько серий на тему о 47 преданных ронинов
(Ронин – самурай, оставшийся без господина). В основе её лежало реальное событие. В конце 1702 года на усадьбу крупного чиновника сёгуната (военное правительство) Кира Ёсинака напали 47 ронинов с целью мести за своего господина Асано Наганори. Последний за год до этого напал в резиденции сёгуна на Кира Ёсинака и ранил его. Обнажить меч во дворце сёгуна было тяжким преступлением и в этот вечер Асано был приговорен к сэппуку (ритуальное самоубийство, известное в Европе как харакири). Оставшиеся без хозяина воины целый год вынашивали план мести, который, в конце концов, успешно притворили в жизнь. После этого они также вынуждены были совершить сэппуку, но их верность воинскому долгу и чести стали образцом героизма и преданности своему господину.

На эту тему, получившую большую популярность в Японии, было написано несколько театральных пьес.

Данный лист относится к категории «портретов–биографий», которые сопровождались пространным текстом, рассказывающим об изображённом персонаже. Текст написан Иппицуаном или Кэйсан Эйсэном (1790-1848), который также был известным мастером гравюры.


Гравюра подлинная, имеет художественную и антикварную ценность, может представлять интерес для музейных собраний.