УНИКАЛЬНЫЙ МОЛОЧНИК

№ 3-1319

Молочник из сервиза «Прибытие Петра I»

Китай, 1700-1725-е годы.
Фарфор, формовка, надглазурная и подглазурная роспись, золочение.
Высота (с крышкой): 13,5 см.
Состояние: реставрирован.

Молочник - редчайший образец китайского экспортного фарфора первой четверти 18 века. Единственный предмет из чайного сервиза, который сохранился.

Молочник приобретён в одной из галерей Амстердама, специализирующихся на японском и китайском фарфоре 17-18 веков, и предлагался уже с названием «Царь Пётр I». При внимательном осмотре изделия можно обнаружить детали росписи, которые подтверждают это название. Прекрасную круговую роспись на молочнике можно разделить на три сюжета, гармонично соединенных между собой, причём два из них можно считать имеющими отношение к России.

На одной из сторон помещен первый сюжет, изображающий некий средневековый город с домами и складами, амбарами и купцами. Среди готических остроконечных зданий видна православная церковь с золотым куполом.

Второй сюжет изображает самого царя, подплывающего к городу на судне с флагом. Его встречают горожане и ведут перед ним хоровод - деталь, которая никогда не встречается в китайской культуре.

Третий сюжет- морской, изображает множество больших и малых парусников и типичную китайскую лодку с двумя рыбаками. На заднем плане художник поместил фоном гору, как бы обращаясь к китайскому сюжету «воды-горы».

С большой долей вероятности на молочнике изображен русский царь Пётр I. Скорее всего, кто-то из его окружения заказал в Ост-Индской компании, правление которой находилось в Амстердаме, сервиз. Исполнения заказа надо было ждать 2-3 года. Богатые европейцы заказывали фарфор со своими фамильными гербами, но можно было попросить выполнить и иной сюжет. Видимо, заказчик предоставил какие-то гравюры или даже свой рисунок как образец росписи на сервизе, а уж китайские мастера добавили в круговую панораму свой, родной и понятный им, сюжет «горы-воды».

И еще интересная деталь для коллекционеров. В 18 веке китайские молочники на экспорт делались с крышкой, но к настоящему времени в 99% она отсутствует. У нас же имеется чудом сохранившаяся крышка с «родным» (!) нереставрированным навершием.

Роспись изделия выполнена в гамме «розового семейства» с преобладанием в декоре розового цвета. Кроме того, художник использовал чёрный цвет, коричневую и зелёную эмаль. Подглазурный синий и золото использованы, в основном, в орнаментальном декоре на устье молочника.


Редчайший предмет начала 18 века имеет несомненное музейное значение.