Самурай с веером

№5-613
19 век
Дерево, резьба
Высота: 5,5 см.
Подпись: Сюдзан
Изображен стоящий в спокойной позе самурай, одетый в светские одежды и держащий в руке раскрытый веер. Он как-бы вглядывается в даль и вспоминает свои боевые походы. Нэцкэ выполнена в технике «сайсики» - резьбы по дереву с последующей окраской. Сохранились следы чёрного, зелёного, желтого и красного пигментов, по которым можно судить, что на мужчине очень дорогое нарядное одеяние. То есть представлен самурай высокого ранга. В его облике видна стать и уверенность. Боевой веер в руке мужчины являлся ценным видом оружия в боевых искусствах Японии и использовался двумя путями: как сигнальное приспособление и непосредственно в качестве оружия, которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов - дерева или металла. С помощью веера можно было указать направление передвижения войск, привлечь внимание противника и вызвать его на поединок. Он выполнял также магические функции, создавая особый психологический климат на поле боя или призывая божества войны перед началом сражения. Веер рассматривался как личная вещь, в которую переносится частица души владельца, поэтому нередко он заменял меч самурая. Нэцкэ отличает мастерство композиционного решения и высокий уровень работы, позволивший мастеру довольно скупыми средствами, без дробной детализации, создать очень выразительный образ. При этом Сюдзан использовал деликатную стилизацию с тщательно продуманными линиями. Нэцкэ использовалась по назначению, о чем свидетельствуют потёртости краски на её поверхности, придающие ей дополнительный шарм. Подобные признаки старения (потёртость и заношенность) в японской эстэтике объединяются понятием нарэ – «следы времени», «патина». Благородно состарившиеся вещи ценились гораздо выше, чем новые и блестящие.