ПОДНОС «ПТИЦЫ»

№ 17-305

Редкий лаковый поднос со сценой «птичьего двора»
Англия, около 1810 года (не позднее1822г).
Папье-маше, живопись, лак, металл (ручки).
Размер (без ручек): 55,5х45,5 см.
Длина с ручками: 61,5 см.
Мастерская Генри Клея.
Сохранность: хорошая, со следами бытования, соответствующими времени изготовления подноса.

Экспертное заключение галереи «Евразия»

Большой поднос с вогнутой внутренней поверхностью, приподнятыми бортами по всему периметру и двумя оригинальными металлическими ручками.

Живопись на тему «птичий двор» получила популярность в Западной Европе с 17 века. Изображенные на картине всевозможные пернатые - обычно это декоративные и экзотические птицы - идеально подходили к интерьерам домов, а позже и квартир. Эта тема пользуется спросом и сегодня, от неё исходит спокойствие и домашний уют.

Композиционное построение живописи на подносе следует традиции голландского искусства 17 века. Особенно заметно влияние работ художника Мельхиора де Хондекутера по прозвищу «Птичий Рафаэль». На первом плане у Хондекутера всегда показаны несколько птиц, причем одна из них – большая, на втором плане обычно изображены часть дерева и кусты, на третьем - красивые облака. Композиция живописи на подносе решена подобным образом. Качество живописи является превосходным, цветовая гамма радует глаз, изображения птиц чёткие и тщательно выписанные, также как у Хондекутера.

Поднос с обратной стороны имеет марку: CLAY, KING ST, COVENT GARDEN. Известны и другие подносы с этой маркой, один из которых находится в королевской коллекции Великобритании (Royal Collection trust). Генри Клей (Henry Clay, умер в 1812г.) известен как художник-ремесленник, работавший с папье-маше, и имевший адрес как в Лондоне (18 KING ST, COVENT GARDEN), так и в Бирмингеме. Точная дата его рождения не известна. В 1840-1849 гг. Клей был учеником в Бирмингеме у мастера Джона Баскервилля (John Baskerville). Первый успех пришел к Генри Клею в 1772 году, когда он начал собственное производство в Бирмингеме на основе полученного патента на улучшенное производство предметов из папье-маше. В 1785 году он переехал в Лондон, и с того времени его бизнес пошел резко в гору, его продукция была модной и чрезвычайно популярной среди местной аристократии. Среди его клиентов были и члены королевской фамилии. Клей умер в 1812 году, но его бизнес по старому адресу просуществовал до 1822 года. Затем марка и адрес изменились. Как отмечалось выше, продукция, изготовленная в мастерской Генри Клея была рассчитана на высшие слои британского общества. Так, по архивным данным поднос этой мастерской продавался в 1800 году за 25 гиней (в 2022г. это соответствует 3.330англ.фунтам или 4.000 амер.долларам). Когда Клей умер, то его бизнес оценивался в 80.000 фунтов (что в настоящее время составляет более 7 млн англ.фунтов).

Поднос представляет коллекционную и музейную ценность. Великолепная живопись, отличная сохранность, оригинальные металлические ручки, чёткая марка, известные дата изготовления и название мастерской являются несомненными дополнительными достоинствами уникального заказного предмета.