Окимоно «Окина»

№16-139
Пер. Мэйдзи (1868-1912)
Кость, резьба
Высота: 11,5 см.
Данное окимоно изображает актера японского театра НО, исполняющего роль старца Окина. Театр Но – первая всесторонне развитая форма театрального искусства Японии. В нем и по настоящее время играют традиционные представления, не изменившиеся с древнейших времен. Актеры театра Но исполняют пьесу в очень нарядных и декоративных облачениях и в театральных масках (хотя и не все), каждая из которых соответствует определенному амплуа. Маска «Окина» – самая старая маска театра Но и единственная, которая вырезалась не из цельного куска дерева, а из двух частей: подбородок вырезался отдельно и крепился на шнурах. Это можно видеть и на данном окимоно. Образы старцев, окина, как носителей священного знания восходят к добуддийской японской традиции, где окина выступают в качестве связующего звена между «нашим» миром и «тем» миром. Все неисчислимое богатство и счастье, знание и умение сосредоточено «там» и приходит из «того» мира. Люди от богов безвозмездно его получают. Обычно эти два мира не соприкасаются. И только в период трех дней открывается проход между двумя мирами. Под пение и танцы появляются духи предков в виде старца Окина в сопровождении всяческих духов. Их почтительно встречают люди, после чего они возвращаются обратно.
Танец Окина трактуется как телесное воплощение процесса появления в «нашем» мире сверхъестественных сущностей «того» мира.
Веер в руках Окина – символ растительного мира, промежуточного между мирами. Первоначально танец являлся частью религиозной церемонии и исполнялся священниками при храмах, но позднее стал своеобразным прологом в театре Но, открывающем особо торжественные спектакли, например, на новогодний праздник. Именно поэтому на кимоно Окина мы видим рисунок из веток сосны – символа зимы, и подарочную коробку. Журавли на одеждах - символ долголетия. Окина обычно не только танцует с веером средневековый танец с молитвой об успокоении всех стихий и страстей, но и поёт диафрагмой, что производит неизгладимое впечатление на зрителей. Фигура смоделирована очень мастерски, для большей устойчивости мастер придумал увеличить площадь опоры за счет коробки, поставленной под ногой Окина. Искусно построенная композиция наполнена динамикой. Мастерски переданы движения танца, эффектность и динамизм позы, сложный рисунок складок, как бы взвихренных ветром и при этом трактованных в высшей степени выразительно с пластической точки зрения. Нужно отметить и безошибочная точность резьбы, и тщательность гравировки, и продуманность тонировки – всё это сдавит данное окимоно в один ряд с лучшими произведениями Японии периода Мэйдзи.

df

25-летний опыт в составе Антикварного отдела Государственного Музея Востока.

 

Москва, Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовом»
3 этаж, галерея 304 с 11.00 до 19.00, воскресенье - по предварительной договоренности.

сopyright © 2020 www.eurasiagallery.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon