Мальчик и буйвол

№5-1146
19 век
Дерево, резьба
Высота: 3,4 см.
Мальчик забирается на спину буйвола. Трактовка композиции очень лаконична и отличается выразительным пластическим решением: чувствуется и мощь животного, и неимоверные усилия ребенка влезть на него. Симпатичная жанровая сценка имеет связь с дзэн-буддийской трактовкой пути к просветлению. В середине 12 века китайским монахом была написана поэма, в которой продвижение к познанию Истины описывалось как взаимоотношение погонщика и буйвола. Этот путь к Истине состоял из пяти этапов: поиск буйвола молодым погонщиком, их борьбу, установление контакта, возвращение домой и обретение, в итоге, природы Будды. Буйвол, даже домашний, - это животное, наделенное мощной силой. Мальчик управляет этим огромным животным только с помощью рук и голоса. Без тесного контакта с ребёнком буйвол не сделает и шага. Именно такая связь мальчика и буйвола и есть единение человека с природой. Иными словами, эта «Гармония во всем», «Правильное созерцание», и есть все то, что проповедует Будда. В нэцкэ привлекает безусловная суровая красота и простота линий, отражающая дух своего времени.