ЛЕЖАЩИЙ БЫК

№ 12-1410

Мастер: Нисида Сю (西田秀, род 1947)
Япония, 2-я половина 20 века.
Бронза, литье, патинирование.
Размеры: 18 х 9 х 14 см
Состояние: отличное.

Экспертное заключение ст. научного сотрудника музея Востока.

Фигура лежащего с подложенными под себя ногами быка, его голова повёрнута назад так, что животное практически свернулось кольцом. В такой постановке фигуры сочетается наблюдательность художника и его способность к обобщению формы, созданию лаконичного и законченного силуэта, придающего небольшой бронзовой скульптуре монументальность и эмоциональную выразительность.
Поверхность фигуры покрыта многочисленными гранями и выступами, основная масса бронзы покрыта благородной патиной красно-коричневого цвета.

На основании выгравирована подпись мастера из двух иероглифов: 秀刀 в сокращённой скорописной форме, что означает «резал Сю» (подразумевается работа с металлом). К изделию прилагается томобако – коробка для хранения и транспортировки предметов искусства.

Нисида Сю – один из интереснейших художников по металлу ХХ века, продолжатель традиций анималистической пластики, сочетавший в своих работах традиционные сюжеты с современной авангардной трактовкой формы. Художник неоднократно выставлялся на выставке «Ниттэн» Японской Академии художеств, наиболее авторитетной выставочной площадке Японии. В 1968 году мастер вошёл в жюри этой выставки и продолжил выставляться в Японии и за рубежом.

Фигура быка имеет не только художественное, но и символическое значение. Первоначально быки обожествлялись как помощники в сельском труде и покровители земледелия, позднее их культ стал связываться с влиятельным синтоистским божеством Тэндзином. В храмах, посвящённых Тэндзину, часто устанавливают каменные, деревянные или бронзовые фигуры лежащих быков, называемых надэуси, то есть «быки, которых нужно гладить». Считается, что, поглаживая быка, человек отгоняет от себя болезни и другие напасти. Также бык является одним из животных китайского зодиакального календаря.

Несмотря на большую известность и высокий статус мастера Нисиды Сю, его работы редки за пределами Японии и являются коллекционной редкостью.

Произведение имеет несомненную коллекционную и музейную ценность.