Ваза «Купальщица»


№4-187

Центральная Европа, 1930-1950-е годы.
Хрусталь бесцветный, стекло рубиновое (накладное), резная грань, шлифовка, резьба, гравировка.
Высота: 43 см.
Сохранность: отличная.

Экспертное заключение галереи «Евразия»

Кабинетная ваза с овоидным, сужающимся книзу, туловом и широким горлом; стоящая на кольцевой ножке. Ваза создана из высококачественного бесцветного хрустального стекла. Снаружи и снизу ваза покрыта слоем накладного рубинового стекла. Изделие декорировано различными приемами обработки стекла – здесь и шлифовка, и гравировка, и резьба. Ваза украшена сложным круговым декором с выделенным центральным медальоном.

В работе с двухслойным стеклом мастерам со второй половины 19 века в Германии и Богемии (Чехия) не было равных во всем мире. Эта техника декора заключалась в соединении посредством плавки тонкой пленки цветного стекла с прозрачной или белой основой. Затем по цветному покрытию прорезаются и гравируются геометрические узоры или сюжетные вставки, достигающие нижний слой стекла. Сочетание глубокой резьбы и двухцветного стекла позволяет получить великолепный декоративный эффект.

В медальоне вазы изображен традиционный для живописи сюжет – купальщица, входящая в воду. Обнаженная женская натура с самых древних времен привлекала внимание художников. В первой половине 20 века было также создано немало фарфоровых фигур на эту тему. Поэтому обращение к этой модной теме мастеров, работающих с художественным стеклом, не вызывает особого удивления.

В данном сюжете художник видит в образе купальщицы - символ естества, первозданности и красоты юного женского тела.

Рассматриваемое изделие, учитывая его размер, оригинальный декор и уникальную по сложности гравировку было изготовлено в одном (или в нескольких) экземпляре. Подобные вазы создавались, прежде всего, для выставок, для демонстрации возможностей стекольных производств в области художественного стекла или по заказу - как подарки важным лицам.

Ваза имеет музейное значение.