ВАЗА «СВЕТ И ТЕНЬ»


№3-1372

Корея, 2022 год.
Фарфор, глазурь; резьба, подглазурная роспись.
Мастер: Пак Бёнгхо 박병호 / Park Byung Ho
Высота: 35 см.
Состояние: отличное.

К изделию прилагается коробка для транспортировки и хранения (томобако).

Заключение эксперта Министерства культуры


Ваза целиком покрыта бледно-зелёной, с бирюзовым отливом селадоновой глазурью с прозрачным тонким кракелюром. По едва просохшей фарфоровой массе до обжига поверхность декорирована сложным рельефным рисунком: от ножки вверх понимаются тонкие линии, словно по спирали, охватывающие всю поверхность и разделяющие декор на пояса или регистры. Каждый пояс заполнен чередующимися тёмными и светлыми полосами: выступающая часть рельефа с более тонким слоем глазури имеет светлый цвет, в глубоко прорезанных полосах скопление глазури даёт насыщенный селадоновый цвет. Рисунок напоминает стволы густой бамбуковой рощи, в то же время не буквально цитируя природные формы, а лишь создавая эффект игры света и тени, схожий с впечатлением от стройных стволов, сквозь которые пробивается свет. Синкопированный, музыкальный ритм полос в регистрах создаёт сложную игру цвета, движение света на поверхности изделия, придаёт лаконичной монументальной форме современный динамичный облик.

Элегантным дополнением декора служит тонкий пояс меанрового орнамента, идущий по тонкому горлышку, нанесённый подглазурной чёрной краской: замыкая динамичную композицию, он придаёт ей завершённость.

Сочетание резьбы, селадоновой глазури и подглазурной орнаментации – характерные черты традиционной корейской керамики. Работа мастера опирается на многовековые традиции корейского фарфора. Форма восходит к сосудам XII-XIV в., периодов Корё (935–1392) и Чосон (1392–1910), в том числе на знаменитые «лунные сосуды».

На дне вазы внутри кольцевой ножке имеется подпись мастера, нанесённая тёмной краской: в корейском чтении иероглифов – 瑞光, Бёнгхо.

Пак Бёнгхо окончил Инженерный колледж Университета Мёнджи, а позднее – факультет технологии керамики в Высшей школе промышленности этого Университета. Самостоятельную работу начал в 2000 году. Глубокое знание технологии производства и любовь к традиционной керамике позволили ему сразу войти в круг мастеров, отмеченных призами выставок корейского декоративно-прикладного искусства. В 2006 году Пак Бёнхо принял участие в Корейском Фестивале в Лондоне (Великобритания), и его работа была приобретена Британским музеем. В 2020 году он получил Серебряный приз 25-го Национального конкурса традиционных ремёсел Чонджу в г. Тэджоне и Главный приз 19-го «Селадонового конкурса».

Современная корейская керамика и фарфор заняли заслуженное место в ведущих мировых собраниях (Музей Метрополитен, Британский музей, Музей Виктории и Альберта, Национальный музей в Сеуле) и являются пока ещё редкими коллекционными объектами на мировом арт-рынке. Ваза работы Пака Бёнгхо – яркий образец возрождения техник традиционного корейского искусства с современным пониманием соотношения формы и декора, самостоятельной значимости и выразительности геометрического орнамента, безграничности его художественных выразительных возможностей.

Ваза «Свет и тень» современного корейского художника Пака Бёнгхо выполнена на высоком техническом и художественном уровне, имеет высокое коллекционное и музейное значение. Станет самостоятельным арт-объектом и ярким акцентом в современном интерьере.