ВАЗА «БИРЮЗА»

№ 3-1381
Ваза «Бирюза» в форме граната
Мастер: Като Сумия (Дзюнья (?) 加藤純や)
Япония, 1950-1960-е годы, эпоха Сёва (1926-1989).
Керамическая масса, глазурь.
Высота: 13,5 см.
Состояние: отличное.

Ваза сопровождается коробкой для транспортировки и хранения (томобако)

Экспертное заключение Министерства культуры РФ

Ваза шаровидной формы сужается к неровному асимметричному венчику, стоит на низкой кольцевой ножке. Изделие неравномерно покрыто глазурью бирюзового цвета с многочисленными порами и истончениями, что придаёт поверхности богатую фактуру, цветовое разнообразие и подчёркивает сходство с природным материалом. От венчика вниз асимметрично спускаются несколько потёков желтовато-коричневой глазури с золотистым оттенком. Сбалансированная форма, небольшие разрывы массы на венчике и ненапряжённая асимметрия глазурования придают вазе обаяние естественности и, в то же время, изысканность.

Като Сумия – один из художников прославленной семьи японских керамистов, представленной восемью поколениями мастеров, первоначально работавших в мастерских Сэто (сейчас – префектура Гифу). Среди мастеров династии Като – немало выдающихся художников керамики и фарфора. Отличительной особенностью их творческих поисков является широта интересов и постоянный поиск технологий глазурей разных цветов и фактур.

Бирюзовая глазурь, появившаяся в Китае как ответ на запросы ближневосточных заказчиков, долгое время считалась несвойственной эстетике Дальнего Востока. Однако в ХХ веке такие мастера как Като Кобэй (род. 1945) ввели бирюзовый цвет в свои художественные произведения, также используя ближневосточные мотивы в декор и формы. Керамисты его круга, к которому принадлежит и Като Сумия, представляют свои работы на наиболее престижных японских выставках искусства, в том числе – Ниттэн, были отмечены призами Tokai TV Culture Award, Chunichi Culture Award за исследования ближневосточной керамики, обладают званием Живого национального сокровища Японии.

Форма граната, угадывающаяся в форме вазы, имеет традиционное китайское символическое почтение, олицетворяя большую и дружную семью (множество семян, скрытых прочной кожурой, ассоциируется с большим количеством детей под защитой надёжного дома). В то же время изображение гранатов широко встречается в искусстве керамики Ирана, Персии, Турции и других стран, оказавшем большое влияние на керамическое искусство семьи Като.

Ваза имеет высокое коллекционное и музейное значение.