ВАЗА«КАБИНЕТ СОБИРАТЕЛЯ»
№3-941
Авторская ваза «Кабинет собирателя»
Мастер: Дзэдзан (Корэяма)
Япония, провинция Сацума (префектура Кагосима),
середина – вторая половина XIX в. (Эпоха Эдо (1603-1868) - Мэйдзи, (1868-1912)).
Светлая керамическая масса, глазурь, надглазурные эмалевидные краски, позолота.
Высота: 20 см.
Заключение эксперта по культурным ценностям МК
Авторская ваза «Кабинет собирателя» – образец японской керамики эпохи конца периода Эдо или начала периода Мэйдзи, выполнена на высоком художественном и техническом уровне, представляет коллекционную и музейную ценность.
Ваза овоидной формы с оплечьем, переходящим в невысокое четырехгранное горло. Тулово по кругу декорировано изображением ваз разной высоты и цвета, чайников, курильниц, праздничных блюд и пиал для риса с крышками. Изображённые разнообразные предметы изделия китайских мастерских Исина, сацумская керамика и фарфор Кутани представляют предметы роскоши и вариацию на тему «сокровища кабинета учёного» или «сокровища кабинета собирателя». Это подборка так называемых «благопожелательных предметов», которые в совокупности являются аллегорией изобилия.
На дне вазы внутри кольцевой ножки золотой эмалью нанесена подпись: верхний знак представляет камон (родовой герб) дома Симадзу, князей провинции Сацума, наладивших производство керамики в провинции в конце XVI в. и владевших мастерскими, обеспечивавшими, в основном, потребности двора и официальные подношения императорскому дому в Киото и дому военных правителей сёгунов в Эдо (современном Токио). Расположенные ниже два иероглифа 是山 являются именем мастера, и имеют чтение «Дзэдзан» или «Корэяма».
Мастерские провинции Сацума сохраняли присущую им стилистику, в которой большое значение имела демонстрация самого черепка изделия, несплошное заполнение его декором. Изделия, созданные в оригинальных мастерских, принято называть хон-сацума («подлинная, истинная Сацума»). Учитывая сравнительно небольшие производственные мощности провинции, изделия хон-сацума являются редкими коллекционными объектами.
Ваза относится к лучшим образцам продукции мастерских Сацума.
Предметы подобного уровня на российском антикварном рынке встречаются крайне редко.




