Авторское окимоно «Окина»

№16-139

Период Мэйдзи (1868-1912)
Кость, резьба, гравировка, тонировка
Высота: 11,5 см.
Резчик: Симамура Тосиаки (Сюммэй) /1855-1896 гг./

Данное окимоно изображает актера японского театра НО, исполняющего роль старца Окина. Актеры театра Но исполняют пьесу в очень нарядных и декоративных облачениях и в театральных масках (хотя и не все), каждая из которых соответствует определенному амплуа.

Маска «Окина» – самая старая маска театра Но и единственная, которая вырезалась не из цельного куска дерева, а из двух частей: подбородок вырезался отдельно и крепился на шнурах. Это можно видеть и на данном окимоно. Образы старцев Окина как носителей священного знания восходят к добуддийской японской традиции, где Окина выступают в качестве связующего звена между «нашим» миром и «тем» миром. Все неисчислимое богатство и счастье, знание и умение сосредоточено «там» и приходит из «того» мира.

Танец Окина трактуется как телесное воплощение процесса появления в «нашем» мире сверхъестественных сущностей «того» мира. Веер в руках Окина – символ растительного мира, промежуточного между мирами. Первоначально танец являлся частью религиозной церемонии и исполнялся священниками при храмах, но позднее стал своеобразным прологом в театре Но, открывающем особо торжественные спектакли, например, на новогодний праздник. Именно поэтому на кимоно Окина мы видим рисунок из веток сосны – символа зимы, и подарочную коробку. Журавли на одеждах - символ долголетия. Божество стало ассоциироваться, прежде всего, с двумя явлениями, которые были чрезвычайно важны для средневековой Японии. Во-первых, для страны, сотрясаемой феодальными разборками, это было наступление мира. Второй важнейший момент – это богатый урожай, от которого зависело благополучие индивидуума, семьи, самурайского клана. Движения танца в театре Но полны условностей – они то замедляются почти до полной остановки, то взрываются в особом ритме. Каждый жест выражает определённое состояние героя, его чувства. Моменты накала страстей могут быть подчёркнуты отсутствием звука и движения. Когда актёр «застывает» в одной позе, драматизм ситуации накаляется до предела. Именно такой момент изображает данная фигура. Окина обычно не только танцует с веером средневековый танец с молитвой об успокоении всех стихий и страстей, но и поёт диафрагмой, что производит неизгладимое впечатление на зрителей. Фигура смоделирована очень мастерски, для большей устойчивости мастер придумал увеличить площадь опоры за счет коробки, поставленной под ногой Окина. Искусно построенная композиция наполнена динамикой. Мастерски переданы движения танца, эффектность и динамизм позы, сложный рисунок складок, как бы взвихренных ветром и при этом трактованных в высшей степени выразительно с пластической точки зрения.

Работа выполнена художником Симамура Тосиаки (Сюммэй) (1868-1912) - видным представителем «токийской школы резьбы по кости». Этот термин стал употребляться за пределами Японии, прежде всего в Западной Европе и США, для обозначения наиболее изысканных образцов окимоно, созданных в период Мэйдзи, им обозначают только авторские работы резчиков, которые предназначались для выставок и презентаций.

Тосиаки считается одним из выдающихся скульпторов малых форм периода Мэйдзи. Его окимоно, созданные как из слоновой кости, так и из дерева, украшают экспозиции японского искусства многих музеев мира. Отличительной особенностью его работ, помимо великолепной резьбы, тщательной полировки и сложности изображаемых сюжетов, является использование только самых лучших исходных материалов.

Мастер создавал свои скульптуры только из отборных частей слоновых бивней, которые тщательно подготавливались несколько лет по специальной методике для резьбы по кости, благодаря чему эти окимоно не трескаются.



df

25-летний опыт в составе Антикварного отдела Государственного Музея Востока.

​Берем на комиссию и сразу покупаем за наличный расчёт

предметы японского и китайского искусства и Будды

 

Москва, Садовая-Кудринская, д. 25, «Антикварный центр на Садовом»
3 этаж, галерея 304, понедельник- суббота с 11.00 до 19.00, воскресенье - по предварительной договоренности.

сopyright © 2020 www.eurasiagallery.ru

  • Black Facebook Icon
  • Black Instagram Icon