Авторские парные вазы

Авторские парные вазы с дольчатым туловом «Дракон и Феникс»
№ 6-408
Япония, период Мэйдзи (1868-1912).
Медный сплав, перегородчатая эмаль (юсэн-сиппо), эмаль без перегородок (мусэн-сиппо), тякин-сэки.
Высота: 24 см.
Подпись мастера: Цукамото.

Изысканные парные вазы овоидной формы с дольчатым туловом, с вытянутым горлом в виде раструба, на небольшой конической ножке. Основа ваз выполнена из медного сплава и полностью декорирована эмалями. Верхнюю часть тулова занимают пяти лепестковые медальоны, в которых на ритмично чередующемся фоне (светло-песочного цвета и цвета «слоновой кости») изображены в разных ракурсах стилизованные фигуры птицы Феникс (Хо-хо) с распростертыми крыльями и длинными перьями. Под ними в укрупненных фигурных картушах с тем же чередующимся фоном даны изображения летящих драконов. Тонкие серебряные перегородки очерчивают контуры изображений, моделируя рисунок чешуи дракона и оперения птицы Феникс, который с ювелирным изяществом деликатно акцентируется цветными эмалями.

Палитра эмалей в фигурах отличается тонкой градацией серых оттенков, а также включает в себя пастельно -голубую, желтую, салатовую, розовую, белую, черную и красную эмаль. Интересно колористическое решение фигурных обрамлений и фона изобразительных композиций, чередующихся в шахматном порядке. Пространство между изобразительными композициями покрыто узорами в виде травы каракуса («китайская трава»), в которые вплетены изображения с мотивом павлонии – растения, олицетворяющего удачу и благоволение богов.

Основной фон произведений – полупрозрачная коричневая эмаль с вплавленными частицами золотистой фольги (техника тякин – сиппо - вкрапление блестящих металлических частиц в прозрачную эмаль). Такой прием позволил мастеру создать оригинальный визуальный эффект: изделия кажутся выполненными из авантюрина. Горло и ножки сосудов покрыты светло-голубой непрозрачной эмалью. Круговая орнаментация горла парных ваз решена в виде шести картушей – шаблонов сэми-но-ха («крылья цикады») с полихромными растительными орнаментами. Расширяющиеся книзу ножки украшены изображением стилизованных летучих мышей.

На дне ваз в тройном круге выгравирована подпись мастера – Цукамото.

Отличительными художественными особенностями ваз являются гармоничное колористическое решение, использование полупрозрачной эмали тякин-сэки на обширной поверхности, изящная живописная проработка фигур. Тончайшие проволочные перегородки смоделированы с необычайной деликатностью, их толщина варьируется, местами они превращаются в волосяные линии, почти незаметные невооруженным глазом.

Авторские парные вазы придутся по вкусу ценителям классики, тем, кто предпочитает утончённость и изящность.

Экспертное заключение галереи «Евразия»