Ёсида Хироси (1876-1950)

№8-518

Гравюра «Местечко Икэнохата»

Автор: Ёсида Хироси (1876-1950)
Япония, 1937 год.
Японская бумага васи, печать методом ксилографии.
Размеры в свету: 26,7 х 40,4 см.
Подпись: Авторская подпись карандашом на нижней кромке, личная печать красной краской на листе.


Технически гравюра выполнена настолько безупречно, что её легко можно спутать с акварелью. В центре изображен буддийский храм Бэнтен-до, фоном к нему служат размытые очертания природы известного на всю страну парка Уэно у пруда Синобадзу в местечке Икэнохата (район Уэно, Тайто-ку, Токио). Прославленный мастер японской гравюры Ёсида Хироси не случайно выбрал сумеречное время для изображения этого культового места. Дело в том, что давным-давно берега пруда облюбовали жители города для наблюдения за фейерверками. Тысячи горожан собирались вокруг водоема, наслаждаясь этим традиционным летним развлечением.

Ёсида Хироси (настоящая фамилия Уэда), наряду с Кавасэ Хасуи, является самым значимым и, безусловно, самым талантливым художником-гравером своего поколения. Он родился в 1876 году, в 19 лет стал серьёзно изучать западную живопись в Киото и Токио. В 1899 году у него состоялась первая персональная выставка в Музее искусств в Дейтройте (США), а его работы маслом хорошо продавались как в Японии, так и за рубежом. Будучи уже востребованным и модным художником, Ёсида Хироси заинтересовался японской гравюрой и стал заниматься одновременно и живописью, и графикой. В 1925 году Ёсида Хироси открыл свою собственную мастерскую для выпуска гравюр, наняв лучших резчиков по дереву и печатников, и создавал гравюры высочайшего качества, не считаясь с трудозатратами. Его работы настолько тщательно сделаны, что их не всегда можно отличить от акварельной живописи.

Гравюра «Местечко Икэнохата» напечатана впервые в 1937 году, и это издание является не просто редким, но и особенным. Дело в том, что данный тираж художник печатал лично, о чём свидетельствует печать на гравюре: «дзидзури».

О популярности гравюры среди коллекционеров свидетельствуют многочисленные её перепечатки, сделанные во второй половине 20 века. Эта гравюра входит в коллекции японской графики ведущих музеев Японии, США и Великобритании.

Гравюра является подлинной, отличается хорошей сохранностью, имеет музейное значение.