«ФЕЙЕРВЕРК в ШАНХАЕ»
№6-495
Кувшин декоративный «Фейерверк в Шанхае»
Китай, конец 1920-начало 1930-х годов.
Медь, перегородчатая эмаль (клуазоне), позолота.
Подставка: резьба, дерево.
Высота: 52 см.
Состояние: отличное.
Заключение эксперта по культурным ценностям МК
Кувшин – редкое по выразительным качествам, сюжету декора и уровню исполнения произведение китайского эмальерного искусства 1920-1930-х годов.
Сюжет декора отличается оригинальностью и демонстрирует умение китайских мастеров сочетать традиционные технологии декоративно-прикладного искусства с современными темами и меняющимся культурным и архитектурным ландшафтом.
В нижней части тулова изображён городской пейзаж со зданиями, явно принадлежащими к архитектурной традиции ар деко, среди них несколько построек с узнаваемыми деталями: высокой башней с часами и – с другой стороны тулова – башней с боковыми башенками под китайскими традиционными крышами. Башня с часами – несколько стилизованное и упрощённое изображение Центральной таможни, одной из самых известных достопримечательностей на набережной Вайтань в Шанхае. Здание было построено в 1927 г. архитектурной компанией Palmer & Turner Hong Kong, часовой механизм изготовлен английской компанией JB Joyce & Co, а образцом для часовой башни послужил знаменитый Лондонский Биг Бен. Несколько изображённых зданий не находят прямых аналогий в архитектуре Шанхая, однако многие элементы создают синтетический образ города эпохи модернизации.
В современный урбанистический пейзаж гармонично вписаны постройки в традиционном китайском стиле, элементы храмовой и гражданской архитектуры Старого города у сада Юйюань. Сочетание традиционного и нового наглядно передаёт идею движения к новациям и развитию, не отрицающего ценности старого, характерное как для китайской культуры в целом, так и для особого периода бурного развития Шанхая как крупнейшего в мире морского порта и одного из крупнейших деловых центров мира в 1920-1930 гг.
Здания показаны на фоне тёмного ночного неба, с горящими окнами и иллюминацией по контурам архитектурных форм, над ними поднимаются цветные фейерверки, которые в верхней части тулова распускаются пышными шарами в форме цветов. Орхидеи, пионы, хризантемы и букет из злаков, изображённые в богатой палитре эмалей – традиционные символы процветания и богатства в китайской символической системе. Таким образом программа декора является благопожелательной, в то же время отражая представление о современности и прогрессе как залогах преуспевания.
Кувшин имеет оригинальную подставку из резного дерева. Обладая повышенной декоративностью, сложностью и оригинальностью формы и сюжета, кувшин отличается гармоничностью и сбалансированностью всех деталей, приподнятым праздничным звучанием, характерным для лучших образов китайского эмальерного искусства.
Представляет культурную и историческую ценность, обладает высоким коллекционным и музейным значением.


