«СОН В КРАСНОМ ТЕРЕМЕ»

№ 3-1199
Ваза «Сон в красном тереме»
Китай, 1920–1940-е годы (период Гоминьдан).
Фарфор, глазурь; надглазурная роспись, позолота.
Высота: 31 см.
Состояние: отличное.

Экспертное заключение Министерства культуры РФ

В четырёх крупных картушах расположены многофигурные композиции с разнообразными сюжетами. Пожилой мужчина в очках сидит за письменным столом с атрибутами кабинета учёного – подставкой и стаканом для кистей и капельницей для разведения туши. В его руках – книга, такую же книгу старательно читает мальчик, сидящий на коленях у нижнего края картуша. Ещё два мальчика изображены у стола. На другом поле изображены две женщины, играющие в облавные шашки (традиционную китайскую игру), мужчина наблюдает за их игрой, а пожилая дама смотрит на них из круглого окна своих покоев. На третьем – пожилая и молодые дамы принимают почтительно приветствующего их посланника, слуга со штандартом стоит за воротами дома. В четвёртом картуше дама и молодой человек стоят у повозки, запряжённой лошадью, мужчина держит повод в руках, оба героя оборачиваются назад, словно прощаясь, а у ворот стоит слуга.

По расположению персонажей, сюжетным особенностям композиций, вниманию к детализации интерьера и архитектурных форм роспись вазы близка к иллюстрациям классических литературных памятников Китая и соотносится с самым знаменитым китайским романам «Сон в красном тереме». Цао Сюэцинь (1724–1764) создал захватывающую сагу о трех поколениях большой аристократической семьи Цзя, роман насыщен любовью, ревностью, интригами и стал основой для огромного числа художественных переложений и источником цитирования.
Интерес к классической литературе Китая в ХХ веке был чрезвычайно высок в период Гоминьдан (1928–1949), так как правительство придерживалось традиционализма в культурной политике. Также в этот период начинается восстановление фарфорового производства, в том числе и в южных провинциях Китая, к работам которых стилистически близка ваза, представленная на экспертизу. Для некоторых центров фарфорового производства Китая того времени характерен эклектизм, сочетание традиционных декоративных приёмов старых мастерских, фарфора Японии, в то время высоко ценившегося и в самом Китае, и отчасти – западных влияний. Сложная композиция декора, сочетание фигуративной живописи, иллюстрирующей литературу, с пейзажными медальонами демонстрирует поиски нового художественного языка в оформлении фарфора первой половины ХХ в. Представленная на экспертизу ваза не имеет марки, что характерно для произведений мастерских Гоминьдана.

Ваза «Сон в красном тереме» имеет коллекционное и музейное значение.