«БУКЕТ ИМАРИ»

№ 3-1385

Ваза «Букет Имари»

Китай, XIX век.
Фарфор, глазурь; подглазурная роспись, надглазурная роспись, позолота.
Высота: 21 см.

Экспертное заключение ст. научного сотрудника музея Востока.

Ваза – образец китайского художественного фарфора XIX века, выполненная в стиле японских мастерских Арита (префектура Сага).

Над кольцевой ножкой в широком орнаментальном поясе чередуются изображения цветка на белом фоне и мяча (или «драгоценной жемчужины», символа исполнения желаний и магических сил). Средняя часть тулова занята двумя большими картушами с изображением пышного букета из цветов и трав, стоящего в вазе. Узкие поля между картушами заполнены кобальтовым фоном, на нём изображены соцветия глицинии с листьями.

Глициния – характерный элемент дальневосточного, в основном – японского искусства, обладающий благопожелательной символикой: он связан с женской красотой, молодостью.

Японский фарфор Имари стал широко известен за пределами Японии во второй половине XVII в. Производство было налажено в г. Арита провинции Хидзэн (сейчас – преф. Сага) в первой половине века под покровительством князей Набэсима. В 1650-70-х гг. фарфор начали вывозить в Европу и страны Востока через порт Имари, в результате чего продукция мастерских Арита стала известна в мире под названием «Имари».

В XVIII в. в китайских мастерских начали повторять японские образцы, и к XIX в. «китайский Имари» стал неотъемлемой частью фарфорового репертуара мастерских Поднебесной.

Имеет коллекционное и музейное значение.