top of page

«Армия вместе с народом»

№ 3-1392
Китай, 1950-е годы.
Фарфор, глазурь, роспись подглазурная и надглазурная красками и эмалью, позолота.
Высота: 24 см.
Сохранность: отличная.
Экспертное заключение галереи "Евразия"

Ваза является редчайшим изделием китайского художественного фарфора с агитационной тематикой. Она изготовлена в первой половине 1950-х годов в прославленных мастерских Цзиндэчжэнь.

На одной стороне вазы по всей высоте расположена жанровая композиция, на оборотной стороне – восемь столбцов скорописных иероглифов черной краской с комментариями по сюжету этой композиции.

На основании ножки оранжевой краской нанесена марка, которую можно перевести как: «Сделано в Китае на фарфоровой фабрике Цзиндэчжэнь». Город Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси) – старейший центр производства фарфора на Дальнем Востоке, его история насчитывает около 1800 лет. Этот город и в наше время можно без преувеличения назвать керамической столицей Китая, а производимый в Цзиндэчжэне фарфор считается самым лучшим китайским фарфором.

Перевод текста на тулове вазы звучит как:

Солнце светит в горах
Красное радио согревает сердце
Искренняя любовь между армией и народом
Эмоционально поддерживает нас

Сюжет росписи иллюстрирует эти строки: молодой боец КНР в военной форме и фуражке с красной звездой пришел в китайскую семью с помощью - починить радио. Хозяйка, в свою очередь, решила починить военному куртку. Пожилой женщине трудно вдеть нитку в иголку, боец и тут приходит ей на помощь, помогая справится с этой проблемой. Сзади к молодому человеку прильнула маленькая девочка, выказывая своим объятием и радостью на лице полное доверие к представителю армии. Счастливые лица всех присутствующих подтверждают «искреннюю любовь между армией и народом».

Судя по времени создания вазы и цвету военной формы, боец принимал участие в недавно закончившейся Корейской войне 1950-1953-х годов.

Сюжет вазы является уникальным в китайской фарфоровой живописи 1950-х годов - такие сценки из жизни жителей Поднебесной в середине 20 века на художественном фарфоре почти не встречаются. Он перекликается с тематикой китайских патриотических плакатов того же времени: на них часто изображались идеализированные картины жизни народа, счастливые дети и солдаты, демонстрирующие готовность защищать свою Родину.

Имеет несомненное коллекционное и музейное значение.

bottom of page