top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Японская бронза 18 века



Япония, 18 век.

Бронза, литье, гравировка, патинирование.

Высота 24 см.


Ваза относится к особому стилистическому направлению японского художественного металла, связанному с утверждением во второй половине периода Эдо (1603-1868) модой на воспроизведение в бронзе декоративных особенностей традиционных керамических изделий, предназначенных для чайной церемонии тяною. Они создавались в русле эстетики саби, неоднозначной по смыслу, сущность которой сводится к умению почувствовать неяркую скрытую красоту скромных вещей, тронутых патиной времени. Почти лишенные орнаментации и, на первый взгляд, невзрачные эти предметы ценились знатоками необычайно высоко.

В рассматриваемой вазе простая форма, скупой и сдержанный декор создают яркий художественный образ – грубоватый и одновременно изысканный. Главным художественным приемом здесь выступает фактурная проработка поверхности сосуда. На тулове это рельефные концентрические полосы, имитирующие следы лепки на гончарном круге, а на горле – многочисленные углубления, напоминающие разрывы пузырьков глазури. Фигура трехкоготного дракона, обвившего вытянутое стройное горло прихотливым изгибом своего тела и хвоста, добавляет нотку изящества в общее восприятие произведения.


Дракон на Дальнем Востоке служит олицетворением связи Земли и Неба. Находясь в непрерывном движении, он обеспечивает универсальный порядок – постоянство перемен в пределах природного цикла. В широких слоях населения Японии предметы искусства с изображением дракона издревле считались предметами «добрых предзнаменований», обеспечивающих счастье, долголетие и благополучие рода. Это фантастическое животное имеет значение универсального благопожелательного мотива, который позднее стал рассматриваться как один из национальных символов Японии.


Ваза выполнена на высоком художественном уровне и имеет музейное значение.



bottom of page