top of page
  • Фото автораOleg Mareev

Япония 2.0

Часть седьмая

猫の手も借りたい / ねこのてもかりたい Занят так, что и помощь кошки пригодится


Главная новость: сегодня поздним вечером летим домой. Ура. Извините, понимаю, что Токио- не Таганрог (при всем уважении к Таганрогу) но все же уже очень хочется домой. Крошечная зарисовка: Вчера зашли в продуктовый отдел крупнейшего универмага (по сути, главного универмага страны) - Мицукоси. Просто с инспекционной целью, ничего покупать не собирались, но среди всех восхитительных экзотических и одновременно привлекательных эстетически, прилавков, мой нос безошибочно вывел нас к хлебному отделу и я просто захлебнулся слюной, глядя на буханку обычного черного хлеба, аккуратно нарезанную ломтями.

А еще глубокой ночью проснулся от ощущения, что прямо сейчас мне необходим вкус хлеба. Спустился вниз и купил булочку в 24-часовом магазине. Они, конечно, привыкли к рису, рис для местных - без преувеличения, главный продукт, основа всего, но без хлеба уже стало сложновато. Помните в мультфильме? «Бородинский, сладенький» ))


Как мы и опасались, прогноз погоды оказался по-японски точным и вчера весь день лил дождь (да и сейчас барабанит по подоконнику) Спасибо судьбе, по сути, дождь лишь в последней день а все остальное время мы наслаждались прекрасными солнечными днями.


Позавтракав, мы направились в наш любимый национальный музей (Ну, как «направились»? - пошлепали )) по лужам) но в тот момент дождь был все же ближе к термину «моросил», потому как во второй половине дня были моменты когда он лил, как из ведра.

Разумеется, обойти столь значительное собрание произведений искусства за один день не реально, поэтому мы сосредоточились на зале, в котором администрация регулярно меняет экспозицию - искусство 20 века. Работ совсем мало. Живопись, ширмы, металл, эмали, фарфор, деревянная пластика. Все подобрано и экспонируется с большим вкусом. С досадой вспоминаются Музеи Кремля, в которых выставлено по сорок ковшей сходной формы. на третьем его уже хочется свайпнуть и идти дальше. Для рядовых посетителей разбираться в эволюции формы ручки нет никакого желания. А музей должен вызывать эмоции, а не зевоту. Среди этих элегантных произведений искусства мы почувствовали грусть и даже немного ярость, еще раз обсудив беспомощные и бездарные «экспонаты» музея современного искусства. Имея такие глубочайшие традиции, деградировать в такую агрессивную бездарность - это просто удивительно/возмутительно. При том, что современные художники есть (взять того же Хаманиси) однако кураторам подобных музеев подавай все такое из себя актуальное и заумное. Увы. ((( еще вернемся к этой теме, а сейчас давайте вернемся к короткому дайджесту вчерашнего дня.


Не смотря на продолжавшийся дождь, мы не могли отказать себе в удовольствии посетить сад и пройти его извилистыми тропками мимо чайного домика и нескольких небольших архитектурных форм, считающихся, (согласно сопровождающим надписям) шедеврами японского искусства. На дорожках нас встречали приветливые японки в кимоно, семенившие на чайную церемонию а также суровый ворон в оперении с глубоким кобальтовым отливом.

Как мы уже отмечали ранее, Национальный Музей, находится в парке Уэно, подаренным городу императором 150 лет назад. К слову о цифрах. Основатель музея, Мачида Хисанари, посетив Британский Музей в 1865 году, на излете эпохи Эдо, поставил перед собой амбициозную задачу организовать в Токио подобную важную и авторитетную институцию. Отрадно наблюдать, что его дело живет и неизменно занимает ведущие строчки списка главных достопримечательностей города.

Уже писал ранее о том, насколько меня восхищают японские цветочные магазины и насколько лобово и безыскусно выглядят наши букеты, по сравнению с этими крошечными композициями, выглядящим, как произведение ювелирного или кондитерского искусства. Его хочется надкусить, словно это тортик с кремом или надеть на себя, как брошь. (ну тем, кто носит броши и шляпы)

Конечно, в Токио случаются дождливые дни, налетают тайфуны и возникают сложные погодные условия, а значит нужно быть к этому готовым. И японцы подготовились невероятно. Зонтовая тема здесь раскрыта на 100 процентов. И мало того, что в любом магазине можно купить буквально за 100 рублей классный, плотный, крепкий зонт с прозрачными полями. (очень удобно и не ясно, почему у нас не производят подобное. Извините вопрос прозвучал риторически) но еще и в любом магазине - огромный выбор, буквально сотни вариантов все расцветок и форм. Еще одна деталь - при входе в любой магазин стоит стойка с узкими прозрачными пакетами, чтобы надев ее на свой мокрый зонт, не намочить пол, сделав его опасно скользким. Буквально каждый аспект жизни в Японии продуман до мелочей. И это, безусловно, поражает.

Прошу прощения, если сегодняшний текст был не столь легок, как обычно. Аккумуляторы впечатлений забиты под завязку и нужно определенное время для перезагрузки всей эмоциональной системы. Путешествие получилось удивительным, спасибо руководству, принявшему волевое решение об этой командировке. Сейчас, когда каждое перемещение в пространства сопряжено с разного рода сложностями, подобная поездка - как угорь в нашей тарелке- настоящий деликатес.


О. М.


bottom of page