top of page
  • sbelin

Шива Натараджа


Среди бронзовой пластики, представленной в галерее «Евразия», обращает на себя внимание большая фигура танцующего божества. Это бронзовая статуя Шивы Натараджи (от санскр. natarāja – «король танца») высотой 71 см.

Шива изображен на лотосовом постаменте, его фигура вписана в огненный ореол – прабха мандала, который своей формой напоминает о бесконечности, цикличности времени. Божество изображено в aтанце – это божественный танец тандава, разрушающий своим энергичным ритмом миры в конце времён. От головы божества в стороны расходятся извивающиеся струи – это воды священной реки Ганги, которую он по легенде принял на свою голову в тот момент, когда она извергалась с небес на землю. У божества четыре руки: в двух верхних он держит традиционные атрибуты – барабанчик дамару и божественный огонь агни. Нижняя правая рука в абхая мудре – жесте успокоения, отведения страха; левая тянется к приподнятой ноге в жесте гаджа хаста, обозначающем спасение и освобождение. Божество стоит на карлике, Апасмара Пуруше, который символизирует невежество и погружение в иллюзорность бытия, которое и губит этот мир.

Изображения Шивы в этой иконографии распространено в Индии повсеместно, но особенно широко — в южной части субконтинента. Здесь, на территории современного Тамилнада, в X – XII в. при правителях династии Чола существовала школа культовой пластики, образцы которой признаны высшей точкой индийского бронзового литья. Данная статуя, несомненной, является копией статуи чольского времени, выполненной в середине XX в. Толчком к репликации чольской бронзы в 20 веке, послужили написанные в первые десятилетия 20 века индийским философом и историком искусства Анандой Кумарасвами книги и статьи. В своих работах этот исследователь интерпретировал философию национального искусства, приводя в качестве примера одного из высших его проявлений статую Шивы Натараджи чольского времени.

В чольский период такого рода статуи служили для ритуальных целей – как объекты поклонения в храмах и во время праздничных процессий. В настоящее время реплики чольской бронзы украшают экспозиции многих музеев, в том числе и постоянную экспозицию Государственного музея Востока.

Шива – один из ведущих богов индуизма, в Индии ему поклоняются повсеместно, в большей степени – на юге и на северо-западе страны. Шиваизм (традиция почитания Шивы) распространен также в Непале и на Шри-Ланке. Шиваиты считают Шиву верховным божеством, защитником праведности и победителем демонов. Шива олицетворяет собой мужское начало вселенной, одновременно разрушительную и созидательную энергии. Подобные большие скульптурные изображения Шивы весьма популярны в богатых домах США, где обычно они украшают комнаты для приема гостей.



bottom of page