top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Такарабунэ


«Такарабунэ – корабль сокровищ»

Авторская скульптурная композиция

Япония, начало 20 века.

Бронза, литьё, гравировка, патинирование, золочение.

Автор: Хоумин

Высота 64 см, длина 52 см


На корме корабля помещены персонажи мифологической группы «Семь богов счастья» – Ситифукудзин. В нее входят: бог богатства и мудрости Бисямонтэн; богиня милосердия и успеха Бэндзайтэн; бог долголетия Дзюродзин; божество мудрости и счастья Фукурокудзю; сулящий всемерное процветание хранитель домашнего очага Дайкоку; бог довольства и беззаботности Хотэй; покровитель домашнего очага, защитник рыбаков и купцов Эбису.


Нос корабля выполнен в виде головы волшебной птицы хоо (феникса). На корпусе выделены шесть прямоугольных картушей – по три с каждой стороны. По левому борту расположены фигуры кирина (единорога), длиннохвостой черепахи миногамэ, журавля. По правому борту изображены фантастический лев карасиси (китайский лев), свернувшийся кольцом дракон и феникс хоо. В носовой части палубы размещаются атрибуты божеств и предметы благих предзнаменований. Богатство сулят запечатанные тюки с рисом и аккуратно сложенные прямоугольные ящики с надписью «тысяча золотых монет», а также продолговатые золотые монеты обан и фигурные гири фундо в форме сдавленной с двух сторон круглой лепешки (мера слитков из драгоценных металлов). Мешок бога Хотэя служит вместилищем всего, что необходимо для счастья, тыква-горлянка символизирует долголетие, веер утива олицетворяет блаженное ничегонеделание. Здесь же колотушка Дайкоку, кующая счастье, а драгоценные жемчужины ходзю исполняют желания. Ветвь коралла и свиток намекают на успешную карьеру. Все эти символы осеняет парус с иероглифом «такара» (сокровище) и рельефным изображением небесной феи, летящей над легко узнаваемым японским пейзажем.


Сзади, на борту парусника в позолоченном прямоугольном картуше имеется литая марка: мастер Хоумин создал в Японии в годы Бунсэй (1818-1830). Марка не является датирующей, она служит знаком качественной работы и отсылает к традициям литья периода Эдо (1615-1868).


Данная скульптура предназначалась для выставки или для интерьера в европейском стиле. На Западе подобные предметы служили для оформления вошедших в моду «восточных уголков» и пользовались большим успехом. В Японии скульптурные группы Такарабунэ больших размеров выставляли в залах для торжественных приемов по случаю Нового года. В целом произведение отличается удивительным сочетанием монументальности и декоративности, создаваемой блестящими позолоченными элементами, сияющими на темном фоне патинированного металла.


На Антикварном рынке России подобные монументальные произведения встречаются крайне редко и пользуются неизменным спросом.

bottom of page