top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

СЯТИХОКО


Парные фарфоровые японские фигуры «Рыбы-драконы»

Япония, 1880-90-е гг.

Мастерские Кутани

Фарфор; роспись эмалевидными красками.

Высота: 40 см.


Парные скульптуры выполнены из фарфора высокого качества в форме фантастических рыб-драконов (сятихоко), стоящих на согнутых хвостах. Пластически свободно и эмоционально разработана форма этих фантастических персонажей: основанием служит мощная волна с завихрённым гребнем, из волны поднимается хвост и туловище рыбы-дракона.

Сятихоко в Японии – химера с телом рыбы, головой дракона и загнутым хвостом. Это существо имеет плавники, один из которых, с острыми зазубринами – на спине. По народным повериям, сятихоко может вызывать дождь, поэтому часто используется в архитектуре как оберег от пожаров. Вера в чудесные свойства рыбы-дракона была так велика, что их изображения устанавливались на главной балке замков крупнейших представителей военной знати страны (до 1868 г.). Изображения этого существа также часто помещались на холодное оружие и доспехи самураев, так что первоначальное значение спасения от пожаров стало трактоваться шире – как оберег от любых несчастий, символ силы и неуязвимости.

Представляется важным, что фигуры изначально являли собой парную композицию, т.е. имели целостность в понимании мастера и японского покупателя. Композиция из двух предметов – традиционная декоративная схема на Дальнем Востоке, имеющая древние натурфилософские корни и представляющая мир как гармоническое единство двух противоположностей инь и ян.

В 1880-е годы в Японии отмечается стремление совместить новые художественные формы, открывшиеся через контакты со странами Запада, с традиционными сюжетами и формами японского изобразительного искусства. Фигуры сятихоко, как пластически сложные и ярко-экзотические появляются в работах мастеров художественного металла, декора тканей и керамистов. Пышный декор и сложная пластическая форма данных парных рыб-драконов – яркий пример стремления эпохи Мэйдзи (1868-1912) к повышенной декоративности предметов искусства.


Данные произведения выполнены на высоком художественном уровне и имеют высокое коллекционное и несомненное музейное значение.


bottom of page