top of page
  • sbelin

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ КОЛЛЕКЦИОНЕРУ

Если бы я сегодня вступил на путь коллекционера и мне пришлось выбирать, что коллекционировать? – а мне одинаково нравится как японское, так и китайское искусство - вероятно, я бы решил спросить совет по этому вопросу у более опытного коллекционера или уважаемого дилера.

Как мне представляется, однозначный ответ на данный вопрос получить достаточно сложно, но к аргументам обеих сторон прислушаться стоит. Прежде чем переходить к дискуссии позволим себе напомнить, что на мировом арт-рынке вращается огромное число предметов антиквариата, произведенных в Японии и Китае. Причем в пропорции примерно один к трем, то есть на каждые три китайских предмета приходится один японский. Это неудивительно, поскольку Япония почти на триста лет, в период правления клана Токугава, была закрытой страной, да и Китай по населению был всегда гораздо больше Японии. Так, из 10.328 предметов, выставленных на аукционах в Европе (источник: thesaleroom.com) в один из октябрьских дней 2020 года, 6.605 - были китайским антиквариатом и 2.081 – японским.

Что касается России, то такой статистики не существует, но практика посещения антикварных магазинов Москвы свидетельствует о том, что в нашей стране японских и китайских предметов примерно поровну.

Что касается китайских предметов, то, в основном, это изделия, датируемые временным промежутком с конца 19 века до 1960-х годов. Японское искусство представлено, в основном, изделиями с конца 19 века до 1950-х годов.

Более ранние японские и китайские предметы искусства встречаются редко, прежде всего, в немногих специализированных галереях.


1.Основная особенность предметов китайского искусства на московском антикварном рынке – это огромное количество воспроизведений. В Китае сотни и тысячи производителей выпускают копии предметов старины, ставя без малейших стеснений, старые марки. То есть, если Вы не в теме, то легко можете попасться на эту удочку, купив прекрасную копию старинной вазы с «оригинальной» маркой. Но на самом деле - это не старая копия старого произведения. В японской антиквариате подделки также существуют, но их на порядок меньше.


2.Второй момент, который не стоит выпускать из виду, ценообразование. Главный тезис: в целом японское искусство является недооцененным на мировом рынке, в связи с пассивностью японского покупателя в настоящее время. На наш взгляд, особенно недооценено старое клуазоне. Ситуация просто анекдотичная: старую вазу изготовленную в технике клуазоне со сложнейшим дизайном можно купить в разы дешевле, чем современную, выполненную в той же технике, сходного размера, но с более упрощенным декором. Достаточно посетить большой магазин фирмы Андо в Токио на Гинзе, чтобы убедиться в справедливости этого наблюдения.


Что касается цен на китайское искусство, то они такие, какие есть. По-прежнему, есть китайские покупатели, готовые платить немыслимые цены за подлинный китайский фарфор и произведения, изготовленные из других материалов.

Отсюда вывод: теоретически на китайском антиквариате, если он подлинный, а не подделка, можно заработать намного больше, чем на японском. На практике не всё так просто. Найти подлинный китайский антиквариат по разумной цене сложно.


3.Третий вопрос – это экспертиза. Вы можете быть прекрасным знатоком в определённой области, но без экспертного заключения специалиста, чьему мнению доверяют во всем мире, продать китайский антиквариат по топовым ценам очень сложно. Если Вы думаете, что тройка больших аукционных домов (Сотбис, Кристи, Бонамс) будет заниматься Вашим предметом, то глубоко ошибаетесь. Они предпочитают работать со старыми коллекциями, происхождение которых не вызывает сомнений.


В Москве проблема экспертизы стоит остро по отдельным позициям и японского, и китайского антиквариата. В каких-то областях есть блестящие эксперты, а в каких-то их нет вообще. Об этом Вы узнаете, как только потребуется научная экспертиза.

4.Литература – это ещё один важный аспект коллекционирования. В настоящее время литература на английском языке доступна по искусству Японии и Китая. На русском языке достойная и глубокая литература по искусству этих стран имеется далеко не по всем направлениям коллекционирования. Но, разумеется, даже самое хорошее издание с прекрасными снимками не сможет дать Вам самых важных тактильных ощущений. Ведь не даром говорят, что знания в искусстве мы получаем «на кончиках пальцев».


В галерее «Евразия» Вы можете получить консультации по вопросам коллекционирования, литературе по искусству, а также купить полюбившийся Вам предмет с экспертизой, и быть уверенным в его подлинности, получив исчерпывающие комментарии наших специалистов.

Итак, теперь выбор за Вами!



Кувшин с ручкой в виде дракона.

Китай, период Гоминьдан (20-30-е гг. 20 в). Металл, формовка, перегородчатая эмаль. Высота: 28, 5 см.
















 

Ваза «Пионы»


Ваза «Цветы пиона на изумрудном фоне» №6-468 Япония, 1945–1960-е годы. Металл, эмаль без перегородок (мусэн-сиппо), эмаль в технике сётай-сиппо. Мастерские Сато. Высота: 26 см. Состояние:отличное







bottom of page