top of page
  • sbelin

СКУЛЬПТУРА В СТИЛЕ МОДЕРНИЗМА



Авторское окимоно «Петух»

Саэгуса Сотаро (三枝惣太郎, 1911-2006)

Япония, середина 20 века.

Железо; цветное патинирование. Размеры: 22,5 × 16 × 7,5 см.


Работа представляет яркий образец японской художественной пластики из металла второй половины 20 века. Фигура петуха устойчиво стоит на небольшом основании, объёмы сбалансированы таким образом, что создаётся ощущение динамики птицы и, одновременно, её массивной основательности. Выкаченная вперёд грудь и массивный гребень уравновешены высоко поднятым хвостом. Оперение крыльев показано низким рельефом, перья на груди и хвосте – сложной фактурой металла, напоминающей разрывы. Большая часть поверхности фигуры покрыта благородной светло-зелёной патиной, местами виден коричневато-оранжевый цвет окисленного металла; гребень имеет красный цвет.


В металле выгравирована сокращённая подпись мастера - 惣 (Со̄); по аналогиям с атрибутированными работами из разных коллекций, она принадлежит Саэгуса Сотаро (三枝惣太郎, 1911-2006), выдающемуся японскому художнику и скульптору. Мастер родился в префектуре Кагава и получил художественное образование в нескольких областях творчества: он был признанным мастером живописи европейского стиля (живописи маслом), монументальной живописи и скульптуры. В его творчестве ярко отразились поиски японских художников первой половины ХХ века, стремление к модернизму, новым формам, на которые большое влияние оказали такие художники и скульпторы как Пабло Пикассо (1881-1973), Константин Брынкуш (Бранкузи, 1876-1957), Исаму Ногути (1904-1988). Работы Саэгуса Сотаро выставлялись на основных художественных выставках Японии, в том числе «Ниттэн» – ежегодной выставке японской Академии художеств, где были отмечены призами. Его работы хранятся в крупнейших музеях и частных коллекциях Японии, США, Европы и Австралии. В 1986 году Саэгуса оставил высокие посты в Академии и отказался от исполнения крупных заказов, сосредоточившись на создании мелкой анималистической пластики. Его работы этого времени отличаются свободой художественного выражения, наблюдательностью к животным и птицам, модернистическими лаконичными формами. В своём творчестве он неоднократно обращался к изображению петухов, варьируя техники исполнения, цветовое решение и особенности трактовки пластики.

Петух в японском изобразительном и прикладном искусстве – частый мотив. В традиционных представлениях Дальнего Востока эта птица, прежде всего, символизирует солнце и витальную силу.

В этой работе, достоверно относящейся к работам Саэгуса Сотаро, петух выступает не как реальная птица, а как символ обновления, силы и мужества. В фигуре прекрасно сочетаются декоративная стилизация, обобщённость, характерная для традиционной японской пластики, и современная форма.


Окимоно «Петух» представляет высокую художественную ценность и имеет несомненное коллекционное и музейное значение.





bottom of page