top of page
  • sbelin

Редчайший предмет китайского экспортного фарфора

(Часть 2)

Этот предмет предлагался к продаже в одной из галерей Амстердама, специализирующихся на японском и китайском фарфоре 17-18 веков, и предлагался уже с названием «Царь Пётр I». При внимательном осмотре данного изделия можно обнаружить детали росписи, которые подтверждают это название. Прекрасную круговую роспись на сливочнике можно разделить на три сюжета, гармонично соединенных между собой, причём два из них можно считать имеющими отношение к России.


На одной из сторон помещен первый сюжет, изображающий некий средневековый город с домами и складами, амбарами и купцами. Среди готических остроконечных зданий видна православная церковь с золотым куполом.


Второй сюжет изображает самого царя, подплывающего к городу на судне с флагом. Его встречают горожане и ведут перед ним хоровод - деталь, которая никогда не встречается в китайской культуре.


Третий сюжет, морской, изображает множество больших и малых парусников и типичную китайскую лодку с двумя рыбаками. На заднем плане художник поместил фоном гору, как бы обращаясь к китайскому сюжету «воды-горы».


С большой долей вероятности на молочнике изображен русский царь Пётр I. Скорее всего, кто-то из его окружения заказал в Ост-Индской компании, правление которой находилось в Амстердаме, сервиз. Исполнения заказа надо было ждать 2-3 года. Богатые европейцы заказывали фарфор со своими фамильными гербами, но можно было попросить выполнить и иной сюжет. Видимо, заказчик предоставил какие-то гравюры или даже свой рисунок как образец росписи на сервизе, а уж китайские мастера добавили в круговую панораму свой, родной и понятный им, сюжет «горы-воды».


Данный предмет является китайским фарфоровым изделием 18 века. Об этом говорит и фарфоровая масса, и глазурь, и цветовая гамма.


Форма изделия заимствована китайскими мастерами-фарфористами у европейцев через Ост-Индскую компанию. Данная форма выпускалась весь 18 век и даже чуть раньше. По имеющейся в нашем распоряжении информации, подобные молочники были частью чайных сервизов. Не лишним будет напомнить, что примерно с 1700-го года чаепитие в Англии и континентальной Европе начинает распространяться среди всех слоёв населения. Однако в самом начале 1700-х годов чаепитие было доступно только благородным верхам общества.


Таким образом можно датировать данный молочник 1700-1725-ми годами. После смерти Петра I в 1725 году мало вероятно, что чайный сервиз «Пётр I» для его приемников был актуальным. Форма, цветовая гамма, декор, содержание сюжета не противоречат датировке.


И еще интересная деталь для коллекционер. В 18 веке китайские молочники на экспорт делались с крышкой, но к настоящему времени в 99% она отсутствует. У нас же имеется чудом сохранившаяся крышка с «родным» (!)навершием не подвергшимся реставрации.


Роспись изделия выполнена в гамме «розового семейства» с преобладанием в декоре розового цвета. Кроме того, художник использовал чёрный цвет, коричневую и зелёную эмаль. Подглазурный синий и золото использовано, в основном, в орнаментальном декоре на устье молочника.


Розовый цвет появился в китайском фарфоре чуть раньше 1700-го года, а период его активного применения при декорировании наступил после 1700-го года. Весь 18 век розовый цвет в том или ином виде использовался при росписи экспортного фарфора. При этом в первую треть 18 века, когда этот цвет был относительно новым, его применяли наиболее часто. В данном случае на декоре молочника этот цвет использован особенно интенсивно в сцене «горы-воды». Такая роспись косвенно подтверждает нашу датировку предмета - первая четверть 18-го века.

bottom of page