top of page
  • sbelin

Редкая японская фарфоровая чаша

Нарядная фарфоровая чаша, созданная представителем знаменитой династии фарфористов Японии Эйраку, украшает экспозицию японского фарфора в галерее Евразия.

Чаша

Япония, ХХ век (до 1947 года).

Эйраку, мастерские Киото.

Фарфор, глазурь; подглазурная роспись кобальтом, декор инбандэ, надглазурная роспись железной красной краской, позолота

Диаметр: 16 см; Высота: 7,5 см.


Чаша выполнена из фарфоровой массы чистого белого цвета, в форме пиалы на низкой кольцевой ножке, с расширяющимися бортами и чуть отогнутым краем.

Внешняя сторона борта чаши оформлена росписью подглазурным кобальтом: на фоне мелкого растительного орнамента в виде завитков-арабесков изображены стилизованные цветы и фениксы. Нижняя часть борта над ножкой декорирована изображением волн.

Внутри на дне чаши изображён свернувшийся дракон в облаках. Дракон и феникс являются традиционными для керамики и фарфора парными благопожелательными мотивами, представляя мужское и женское начало в гармоничном соединении. Борта оформлены нарядной росписью в манере кинрандэ – росписью золотом по красному фону. На бортах изображены цветы, плоды и побеги с листьями пионов и гранатов - символами благополучия и семейного счастья.

Кинрандэ изначально появляется в декоре китайских экспортных фарфоровых изделий (в основном – производства мастерских Цзиндэчжень), поступавших в Японию в XVI-XVII веках. С XVIII века эту манеру осваивают в нескольких мастерских Киото (в районе Авата), в XIX веке – в мастерских Кутани, префектура Исикава.


Именно роспись в манере кинрандэ делает чашу нарядной и запоминающейся и выделяет её из массы предметов с подобной формой.












На дне, внутри кольцевой ножки подглазурным кобальтом нанесена подпись: 大日本 永楽進 - «Великая Япония, произведено Эйраку». Эйраку – имя знаменитой керамической династии, работавшей в Киото на протяжении нескольких веков.










В 20 веке, применив технологические усовершенствования, знаменитая мастерская приступила к производству сложно декорированного фарфора. До середины ХХ века династия Эйраку продолжала работать в Киото, варьируя декоративные и технологические приёмы продукции XIX века, в том числе – кинрандэ. Для работ мастерской характерно сочетание нескольких типов декора, в основном – подглазурного кобальта и надглазурного кинранде.


Работы знаменитых мастерских Эйраку (г.Киото) чрезвычайно редко встречаются на антикварном рынке Москвы, и появление каждого нового произведения всегда представляет интерес для серьёзных коллекционеров.

bottom of page