top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Редкая фигура 9-12 века


Китай, 9-12вв. н.э.

Бронза, литьё, покрытие золотым лаком.

Высота: 24 см.

Вес: 2010 гр.

Состояние: дефекты металла,

коррозия, остатки золотого лака.





Данная скульптура выполнена из темной бронзы и изначально была покрыта золотым лаком, который частично остался на спине. С лицевой стороны фигуры в рельефных углублениях и на лице можно обнаружить фрагменты золотой пыли.

Персонаж в просторном монашеском одеянии до пола изображен сидящим на простом пьедестале. Руки скрыты в длинных широких рукавах халата. Благородное лицо овальной формы с выделенными бровями и губами имеет обобщенные черты, которые отличаются пластической завершенностью и отражают спокойствие и созерцательность. На макушке отчетливо виден большой выступ (ушниша), который свидетельствует о принадлежности персонажа к особой категории – это Будда или бодхисаттва. Поза фигуры, сидящей с опущенными ногами, наиболее типична для бодхисаттвы Майтрейя - Будды Грядущего. Обращение с молитвой к Майтрейе – это просьба о чуде избавления от всех болезней и страданий, смерти, голода, вход в новое состояние сострадания и всеобщей любви.

При проникновении буддизма в страну ему пришлось выдержать борьбу с более ранней китайской философией - таоизмом. Нередко эти две религии-философии в умах простых китайцев сочетались, переплетались, порождая т.н. народный буддизм. В народном буддизме продолжали пользоваться популярностью культы традиционных божеств. Судя по трактовке данной бодхисаттвы, в процессе создания ее фигуры многочисленные канонические признаки святости не были полностью осмыслены мастером, зато в нее были привнесены элементы таоизма. Так, не показаны руки, сложенные в определенном смысловом буддийском жесте или держащие атрибут, но они спрятаны в длинные рукава халата в традициях китайского дворцового искусства, что говорит о знатном происхождении изображаемого лица, которому не требуется работать руками. Также рядом с ушнишей находятся три нароста, напоминающие птиц. Они свидетельствуют о том, что мастер создал образ не просто просветленного буддийского существа, но и дополнил его иконографией легендарной таоисткой богини Си-Ван-Му, которой поклонялись жители Китая с 3 тысячелетия до н.э. В древнекитайской мифологии она была богиней страны мёртвых, которая располагалась на Западе. Cогласно самым древним верованиям, именно Си-Ван-Му после смерти жителя Китая определяла, куда ему направляться: в рай или ад. Противостояние буддизма и таоизма продолжались весь период Тан ( 6-9 вв.).


Строгая лаконичность образа, иконографический анализ фигуры, отсутствие украшений и гравировки на фигуре, а также технические несовершенства отливки позволяют очертить время создания этой скульптуры 9-12 веками н.э. В пользу этого свидетельствует и начало широкого использования золотого лака в декорировании разнообразных изделий.

bottom of page