top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Пять стихий чая»

До 18 сентября Государственный музей Востока представляет масштабную экспозицию «Пять стихий чая». Выставка посвящена практике приготовления и питья зелёного чая, сформировавшейся в Японии на основе обычая совместных чаепитий среди монахов и мирян, идей дзэн-буддизма и канонов традиционной эстетики. Выставка приурочена к 500-летию со дня рождения выдающегося мастера, основоположника классического чайного действа Японии — Сэн-но Рикю (XVI век). Богатая коллекция Музея Востока и предметы из частных коллекций позволяют познакомиться с разными стилями и этапами формирования чайного действа.


Для этой масштабной выставки два предмета для экспозиции были отобраны куратором выставки Анной Алексеевной Егоровой в нашей галерее «Евразия». Это китайская чайная чаша (тяван) 17-го века и японская монохромная ваза с крышкой 20-го века.


Созданная в 17 веке в Китае чаша из белого глазурованного фарфора (высота 7,5 см.) декорирована росписью подглазурным кобальтом. По замыслу мастера она должна была иметь полусферическую форму, однако при обжиге изделия произошло ее изменение. Но неправильная форма придает изделию очаровательное своеобразие и дух ваби. Ваби в чайной церемонии – это умение видеть прекрасное в вещах, не обладающих броской красотой, когда ценится уникальность вещей и следы времени, свидетельствующие о судьбе предмета. Утрата части борта данной чаши говорит об ее использовании. Откол фрагмента отреставрирован в Японии в 18 веке склейкой так называемым «золотым лаком» в технике кинцуги, когда фрагменты изделия подклеивались при помощи лакового клея, а поверх шва наносился слой лака с золотой пудрой или золотая фольга. Такая реставрация применялась к предметам, задействованным в японском чайном действе, имевшим особую ценность в кругу поклонников чайной церемонии. Поэтому данная китайская чаша – редкий пример, демонстрирующий культурные связи Дальнего Востока в 17-18 веках и адаптацию континентальной керамики в японской чайной церемонии.


Второй наш предмет на выставке - японская ваза с крышкой (высота 19 см.) - относится к так называемой «студийной керамике», когда изделия создаются в количестве 10-12 экземпляров или меньше. Среди основных эстетических категорий в Японии выделяется такое понятие как югэн – прелесть недосказанности, красота, скрытая в глубине вещей и не доступная людям «лишенным вкуса». Данная ваза целиком соответствует этому понятию. Мастер выявил природное качества материала и демонстрирует поразительное разнообразие цветового решения глазури и декора. Виртуозно проработанный рельефный рисунок вазы подчеркивает её четкие очертания, а орнаментация строится на четком ритме полос, слегка заходящих друг на друга и дробящих поверхность. Она покрыта глазурью селадон, имеющей сложные цветовые переходы – от изысканного глубокого голубого до белых высветов, полученных в результате особого режима обжига и разной толщины поливы. В то же время в настоящем произведении мы наблюдаем и отголоски стиля Ар-деко с его четкими обьемами и ритмически повторяющимся рисунком. Вибрация неровной поверхности, усиленная линеарной проработкой с повторяющимся четким рисунком, чуть заметное нарочитое смещение полос, рождающих своеобразную изящную ритмическую «синкопу», разнообразные переливы блестящей глазури – все эти приемы создают повышенную декоративность изделия при нарочитом минимализме. Следует отметить исключительную технологическую тщательность и сложность исполнения при кажущейся простоте сосуда.


По завершении выставки эти предметы можно будет увидеть в галерее.

bottom of page