top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Петух на барабане» (окимоно)


Япония, начало ХХ века (эпоха Мэйдзи, 1868-1912)

Бронза, серебро; литье, гравировка, золочение, патинирование, раскраска (лак)

Высота 31 см.


В традиционной японской религии Синто петух является солярной птицей и связан с богиней солнца Аматэрасу. Композиция с барабаном и петухом имеет мифологические основания в легенде о сокрытии рассерженной Аматэрасу в Небесном гроте и петухе, который своим криком вызвал солнце обратно на небосклон.


В то же время петух на барабане является символом пожелания мира и благополучия. В Китае широко была известна легенда о «барабане предостережений» (канко). В древности в Китае существовал обычай устанавливать у входа в государственные учреждения барабан. Любой, кто хотел предупредить правителя об опасности, мог ударить в него. Однако во время правления мифического императора Яо этот барабан совсем не использовался и в нем даже поселились птицы. В 645 году аналогичный обычай был установлен императором Котоку, и правления, в течении которых барабан молчал, считались самыми благополучными и спокойными.


Таким образом, фигура петуха на барабане, с одной стороны – отвечает традиционному символическому строю Синтоизма и символизирует гармонию и устойчивость миропорядка, в котором солнце движется предначертанным путём; с другой – отражает заимствованные из Китая представления о благостном правлении разумного государя, при котором страна процветает. Подобные изображения часто являются частью декора Новогодних празднеств.


Изделие состоит из нескольких элементов, отливавшихся по-отдельности и собранных при помощи пазов и шипов. Композиция отличается устойчивостью, соразмерностью частей и элегантностью силуэта. Яркие цветовые акценты серебра и позолота, наложение красной краски на основе природного лака уруси придают фигуре повышенную декоративность и праздничное звучание.



bottom of page