top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

«Палден Лхамо»


Буддийская скульптура «Палден Лхамо»

Тибет, XVIII век.

Сплав на основе меди, пигменты, литье, гравировка, позолота, раскраска.

Высота: 15 см.

 

Скульптура представляет гневную хранительницу буддийского Учения (дхармапала) – Палден Лхамо. Лхамо – наследница образа древней богини-матери, на что указывает ее имя и сочетание противоположных качеств в ее образе: она выступает и как убийца собственного сына, и как богиня, дарующая детей, ее называют “Великой хозяйкой жизни”. В Тибете о ней существует ряд легенд. Наиболее популярная легенда о Лхамо следующая.


Она была женою царя-демона Шри-Ланки и отчаянно стремилась обратить своего мужа и всех подданных в буддизм, который ее муж ненавидел. И царь, и царица рассчитывали на поддержку своего сына, однако царевич был больше привязан к отцу. Тогда Лхамо поклялась положить предел бесчинствам мужа и истребить его род. И в отсутствие супруга она убила своего сына, выпила его кровь и съела его мясо. Затем, взяв лучшего царского коня, она поскакала на север. Царь, узнав об этом, помчался следом. Догоняя ее, он произнес страшное проклятие и пустил стрелу в свою ужасную супругу. Стрела вонзилась в круп коня. Царица, противодействуя заклятию, выдернула стрелу и воскликнула: “Да станет рана моего коня глазом, таким большим, чтобы увидеть двадцать четыре страны, и да смогу я своими силами истребить этот род злых царей Ланки!” Затем она помчалась дальше на север, в Тибет. Однако это повествование нельзя понимать буквально; здесь, как и в большинстве буддийских легенд, речь идет не о действиях на бытовом уровне, не о физическом насилии, а о борьбе в сфере духовности.


В пантеоне северного буддизма Палден Лхамо является покровительницей Лхасы, столицы Тибета, а также глав буддийского духовенства – Далай Лам и Панчен Лам.


Данное скульптурное изображение отличается качественным литьем и особенно подробной передачей иконографических деталей, характерных для данного образа. Имеет музейное значение.



bottom of page