top of page
  • Фото автораГалерея "Евразия"

Окимоно «Старец» («Окина»)


Марка Нинсэй

Япония, Киото, эпоха Мэйдзи (1868-1912)

Керамическая масса, глазурь,

надглазурные эмалевидные краски, позолота

Высота 27.5 см.


Статуэтка выполнена из светлой керамической массы, покрыта прозрачной глазурью с тонкой и мелкой сеткой трещин-кракелюр, поверх которой расписана плотными эмалевидными красками с добавлением позолоты.

На основании фигуры в участке неглазурованного черепка оттиснута марка из двух иероглифов: Нинсэй. Подобная марка на японской керамике впервые появляется во второй половине XVI века и принадлежит выдающемуся мастеру Нономуре Нинсэю (период работы: между 1640-ми и 1690-ми годами). Нономура Нинсэй был первым керамистом в Киото, который начал использовать плотные эмали на светлом черепке, его работы отличаются тонкой росписью, нарядной цветовой гаммой и деликатной позолотой, подчёркивающей детали декора. Мастерская прекратила деятельность в 1690-х годах, однако уже в начале XVIII века мастера Киото, работавшие с Нинсэем, продолжили создавать изделия в стилистике, получившей имя мастера, а также использовать его марку как мемориальный знак принадлежности к «школе».

Театральная поза, характерный костюм и наличие маски однозначно относят окимоно к изображению исполнителя роли Старца (Окина) в одноимённой пьесе традиционного театра ногаку (Но). Театральный жанр ногаку возник в Японии в XIV веке, впитав в себя разнообразные более ранние исполнительские традиции, религиозные и светские ритуалы. К XV веку ногаку стал придворным театром. Представление из нескольких пьес традиционно открывается танцевальной пьесой «Окина», одной из самых древних в репертуаре японского театра, сам Окина выступает в ней как хранитель рода, старейшина и хранитель культа.

Окимоно отличается благопожелательным символическим звучанием, приподнятым эмоциональным характером. Оно представляет высокий интерес как изделие декоративно-прикладного искусства, памятник театральной традиции и яркий интерьерный акцент, имеет высокое коллекционное и музейное значение.



bottom of page